ЕРМАКОВА Е.Г. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 06:41

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Е.Г. Ермакова

 

 

 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Магадана»

г. Магадан, Россия

Аннотация

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, преподаватель должен искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках информационно-коммуникационных технологий.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как формы уроков в виде презентаций Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Новые формы создания изобразительной наглядности 

Создание средств изобразительной наглядности требует от учителя значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что они с лихвой “окупаются” повышением эффективности нашей работы.

Новые и безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями. В настоящее время компьютер является совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.

При организации урока с использованием НИТ информация предоставляется ученику красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь, если это требуется, или забегая вперед.

Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка 

Сегодня новые методики с использованием презентаций Microsoft Power Point противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в нашей школе. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- обучение диалогической и монологической речи;

- отработку грамматических явлений.

Презентации Microsoft Power Point имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

Изучение лексики

При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

Тема  «Weather»

На I-м этапе - введение лексики.

Используя демонстрационный компьютер, я произвожу показ слайдов: на экране появляется первый слайд, изображающий природные явления: снежно - snowy, солнечно - sunny, облачно - cloudy, и другие.

Второй слайд показывает следующие фразы:

- What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

- Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?

Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учащиеся работают индивидуально или в парах, возвращаясь к 1 или 2 слайду, заучивая выражения и слова. Время работы - примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На III-м этапе провожу контроль изученной лексики, показывая учащимся следующий слайд:

Укажите правильный вариант перевода:

снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm.

Какое из написанных слов является лишним по смыслу:

February, cool, December, November, January.

Тема «Clothes»

На этапе контроля изученной лексики предлагаю детям отгадать кроссворд. Вместо словесных заданий показываю картинки.

Тема «Professions»

На этапе закрепления лексических единиц используются различные задания, типа:

  • Guess my future profession;
    • Match the words and the sentences;
    • Correct the sentences;
    • Fill in the gaps with the words in the box.

Тема «London»

На II-м этапе при закреплении лексических единиц проводилась работа со страноведческим материалом, что также способствовало расширению знаний учащихся о столице Великобритании.

Учащиеся выбирали карточки со словами на определённую букву. Затем буквы появлялись на экране, ученик читал слова и словосочетания на карточке, переводил их.

B: Bank of England, Buckingham Palace, Big Ben, British Museum, bury

C: crown, church, Covent Garden, column, Changing the Guards

Дома учащиеся подготовили рассказы о достопримечательностях Лондона. Я сделала презентацию с видами Лондона, и во время выступлений ученики как бы совершили экскурсию по столице Великобритании, закрепляя навыки монологической речи.

После презентации ученикам были показаны слайды с видами Лондона, и они должны были назвать достопримечательности, изображённые на них. А в конце урока был произведён контроль усвоения материала – кроссворд.

Тема «Food»

На этапе закрепления лексических единиц в устной речи возможно использование таких заданий как:

  • What is missing?
    • Make up sentences using the phrase “to be made from”.

Обучение диалогической речи

Тема «Introduce Yourself»

Учащимся предлагается закончить диалог. Ученики работают в парах, затем  - презентация составленных диалогов.

Тема «Town»

На экране появляется слайд - сцена диалога.

I - этап - знакомство с диалогом.

II - этап - разучивание диалога.

III - этап - инсценирование диалога.

Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на слайд, затем инсценируют его самостоятельно.

Следующий этап - это контроль диалогической речи. Учащиеся составляют свой диалог, используя лексику данной темы и проявляя свою фантазию.

Отработка грамматических явлений

Формы уроков, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т. д. Все виды работы одного урока, направлены на отработку определённого грамматического явления.

В качестве примера приведу презентации таких грамматических явлений как Past Indefinite и Present Perfect, Present Continuous, Past Indefinite, Reported Speech.

Применение компьютерных технологий в сочетании с проектной методикой

Высокоэффективным, реализующим различные формы обучения, воспитания и развития является применение компьютерных технологий в сочетании с проектной методикой. Использование информационных технологий в сочетании с проектной методикой позволяет школьникам на практике применять знания, умения и навыки, является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, повышает мотивацию изучения иностранного языка. Дети находят практическое применение знанию иностранного языка. Для учителя же такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми различными темами, на разных этапах обучения, с детьми разных возрастов.

Хочу привести примеры некоторых проектов, подготовленных моими учениками:

  • The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland,
  • Magadan Region,
  • Unknown Kolyma.

Проведение подобных уроков позволяет сделать вывод, что именно проектной методике на базе компьютерных технологий в обучении принадлежит будущее. Безграничные информационные ресурсы компьютерных технологий в сочетании с современными методиками обучения предоставляют учителю огромное поле деятельности, а ученику на уроке – возможность проявить себя активным участником предлагаемой работы.

Заключение

Внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

На основании проведённых мной уроков с использованием мультимедийной технологии можно утверждать, что эта методика действительно позволяет значительно сэкономить урочное время, использовать его с наибольшей эффективностью, разнообразить приёмы обучения иностранному языку, развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету.

Источники

  1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.
  2. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие./ Под ред. Матроса Д. Ш. – М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.
  3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с.
  4. Лизинский В. М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
  5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
  6. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
  7. Тучкова Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003. – 54 с.

 

Последнее обновление 21.11.11 10:40
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить