КОРНЕТОВА А.А. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 06:48

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

А.А. Корнетова

 

 

 

Северо-Восточный государственный университет

Россия, Магадан

Abstract

The problem of the wide application of information technologies for cross-cultural communication is studied in the article. The author analyzes the rationality of the usage of such technologies within the international communication, points out its advantages and disadvantages, draws the conclusion.

Аннотация

В статье рассматривается проблема широкого применения информационных технологий для межкультурной коммуникации. Автор анализирует целесообразность использования телекоммуникационных технологий при межнациональном общении, выделяет его положительные и отрицательные стороны, делает соответствующие выводы.     

Ключевые слова: информационные технологии, межкультурная коммуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация, телекоммуникационная среда.

Одной из характерных особенностей современного информационного общества является увеличение количества межкультурных контактов при помощи средств коммуникации и английского языка как средства общения, с одной стороны, и обострение проблем взаимодействия культур при глобализации мирового сообщества, с другой стороны. В связи с этим исследование особенностей и способов осуществления межкультурного общения в электронной среде с использованием телекоммуникационных технологий видится достаточно актуальным.

Информационные технологии предлагают всевозможное общение на иностранном языке, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяют печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социокультурных явлений и общей социализации личности.

При организации «диалога культур» в условиях электронной среды, т.е. такой среды, где средством получения, обработки, хранения и обмена информацией является компьютер и компьютерные сети, необходимо учитывать особенности учебной компьютерно- опосредованной коммуникации. Последняя представляет собой научную область, в которой исследуется использование собеседниками информационных технологий для формирования понимания в информационной и коммуникативной культуре. С другой стороны, это общение участников диалога посредством различных телекоммуникационных средств для решения поставленной перед ними задачи.

По мнению некоторых исследователей одной из основных особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации является возможность организации коммуникации независимо от временных и пространственных ограничений [Розина, 2004]. Однако эта независимость условна – время общения с использованием сети Интернет ограничено доступом к компьютерным сетям. Важной особенностью информационных технологий является возможность общения в режимах реального и отложенного времени. Существует множество средств связи, которые используются для достижения поставленных целей - электронная почта, чаты, форумы, теле- и видео-конференции, веб-сервисы. Наиболее востребованной для межкультурной коммуникации  технологией является электронная почта.

При сравнении общения через телекоммуникационные сервисы с традиционным письменным общением выделяются положительные и отрицательные особенности первого. Среди достоинств: увеличение скорости доставки письма, снижение трудоёмкости написания письма при его рассылке многим адресатам, возможность мультимедийного сопровождения сообщения. К недостаткам относят трудность выражения эмоций и чувств, трудоёмкость передачи настроения в тексте, а также социальные проблемы использования компьютера [Розина, 2004].

Важной особенностью коммуникации посредством информационных технологий является ее международный характер, возможность общения с собеседником в другой стране на иностранном языке. Незнание норм коммуникации той или иной культуры может привести к многочисленным проблемам понимания ее представителя. Поэтому межкультурная коммуникация имеет особое значение в компьютерно-опосредованном общении. Используя новейшие компьютерные технологии,  необходимо учитывать определенные особенности восприятия информации представителем другой культуры. Несоблюдение этих особенностей может привести к непониманию или даже неприятию не только личности, но и культуры в целом.

Несмотря на очевидные достоинства, существуют и трудности внедрения информационных технологий в межкультурную коммуникацию, связанные с особенностями самой телекоммуникационной среды. Речь идет о двойственном влиянии телекоммуникации на личность, так как наряду с большей информативностью и доступностью информации в сети существует опасность зависимости от сетевого общения. Интернет-аддикция становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей. Поэтому необходимо комплексное и системное формирование и внедрение новейших технологий в коммуникационный процесс с учётом особенностей работы с информацией в электронной среде. 

Анализируя данные применения телекоммуникаций, можно сделать выводы об особенностях использования информационных технологий для межкультурной коммуникации:

  1. возможность межкультурного обучения;
  2. организация коммуникации в форме диалога, а не обмена информацией;
  3. использование при общении графических символов эмоций и вербального выражения эмоционального состояния;
  4. учёт культурных особенностей собеседников, уважение их точки зрения;
  5. постоянность коммуникации, регулярность обмена сообщениями при использовании электронной почты, динамика общения.

Источники

  1. Геращенко М. М. Информационные технологии в процессе обучения в высшем учебном заведении. // Образовательные технологии. – 2007. - № 3 (25). – 116 с.
  2. Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах. // Библиотека, 1998. - №1, 3.
  3. Компьютерно-опосредованная коммуникация в практике образования и бизнеса. // Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2. / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. - 244 с.
  4. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т. д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 1998. - №5 - 7.
  5. Муратов А. Ю. Особенности межкультурной коммуникации в электронной образовательной среде при обучении английскому языку. // Международная научно-практическая конференция "Информатизация образования", 25 - 26 марта 2004 года, г. Барнаул. http://bspu.secna.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_2004/pdf/ikt/muratov.pdf
  6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.: Просвещение, 1991.  - 223с.
  7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2, 3.
  8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. // Иностранные языки в школе. – 2000. -  №1.
  9. Полякова Т.Ю. Английский язык для диалога с компьютером. - М.: Высшая школа, 2006. – 190 с.

10.  Постникова Н. В. Применение информационных технологий в обучении. // Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 200 с.

11.  Слободина Т. И. Принципы интеграции обучающих технологий в профессионально ориентированный курс иностранного языка. // Образовательные технологии. – 2006. - №4 (21). – 108 с.

12.  Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация (Учеб. пособие). – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.

Последнее обновление 21.11.11 10:37
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить