КРАШЕНИННИКОВ А.Е. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 06:49

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ПОЭЗИИ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА

(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) 

А.Е. Крашенинников

 

 

 

Северо-Восточный государственный университет

 Магадан, Российская Федерация

Аннотация

Цель настоящего исследования в самых общих чертах можно определить как выявление, изучение и системное описание основных образов поэзии немецкого экспрессионизма, составляющих ядро поэтики данного направления.

Существует большое количество исследований, посвящённых экспрессионизму как культурному явлению ХХ века в целом (напр., Expressionismus…, 1986 и др.), а также различным литературным родам и жанрам этого направления (Boidol, 1969 и др.).

Однако научных работ именно по поэзии немецкого экспрессионизма не так много. Если же сравнить количество публикаций в отечественной и зарубежной филологии, то факт недостаточного внимания к экспрессионизму в нашей стране становится очевидным. Вероятно, это связано и с тем, что в русской культуре экспрессионизм как направление, не занимал того места, какое он имел в немецкой культуре и вообще в культуре западноевропейской. Об этом свидетельствует немногочисленное обращение в русской научной литературе к проблемам экспрессионизма, как например, диссертация Н. А. Бондаревой (2005)

При этом некоторые аспекты общей проблемы немецкого экспрессионизма в поэзии лишь фрагментарно исследованы и в зарубежной филологии. К ним относятся: системное рассмотрение образности экспрессионизма, её истоков, отсутствует её классификация, не предложены сами принципы классификации.

В нашем построении системы образов немецкого экспрессионизма  мы предполагаем проведение комплексного исследования и в синхроническом и в диахроническом аспектах, так как экспрессионизм является закономерным порождением определённого этапа в развитии европейской культуры.

В диахроническом аспекте невозможно не изучить влияние предшествующих культурных эпох на философию, идеологию и, соответственно, поэтику экспрессионизма. Для нас очень важно проследить генезис системы образов немецкой культуры в целом, так как без этого описание системы образов поэзии немецкого экспрессионизма не может не быть ущербным. Для понимания более полной картины генезиса системы образов немецкой культуры мы предполагаем обратиться и к более ранним эпохам немецкой культуры (напр., средневековье).

Вполне понятно, что в синхроническом аспекте проблемы мы не сможем, например, не коснуться такого вопроса как разграничение экспрессионизма и других многочисленных направлений (футуризм, дадаизм, сюрреализм и пр.), возникших в ту же эпоху и имеющих общие идеологические черты.

Важным пунктом на стыке диахронического и синхронического аспектов мы считаем проблему взаимоотношений экспрессионизма и импрессионизма. Выявление их сущностных отличий занимало умы не только современников (Brodnitz, 1987; Musil, 1987), но и самих поэтов-экспрессионистов (Hesse, 1987).

В целях своего исследования мы представили данную проблему в виде кратких «рабочих» формулировок:

импрессионизм – высказывание, проговаривание своего впечатления о мире.

à€ß

экспрессионизм – высказывание, проговаривание своего отношения к миру.

߀à

Следующая задача – определение основания для проведения системного анализа. Мы в основание системного рассмотрения образности экспрессионизма в немецкой поэзии ставим концепцию архетипов, которая была сформулирована К. Г. Юнгом. С греческого архетип переводится как «первообраз, проформа». Карл Юнг в своей аналитической психологии определяет понятие архетипа. Он считает, что под слоем «личностного бессознательного», которое изучал Зигмунд Фрейд в своем психоанализе, скрывается «коллективное бессознательное». Юнг трактует «коллективное бессознательное» как общечеловеческое основание душевной жизни индивидов. Это основание наследуется из поколения в поколение, а не формируется на базе индивидуального опыта. В этом коллективном бессознательном огромную роль играют архетипы, которые собой системы установок. Архетипы, как считает Юнг, передаются по наследству вместе со структурой мозга; они представляют собой ту часть души, через которую она связана с природой и окружающим миром (Юнг, 2006; Психология …, 2006).

В том, что теория архетипов может быть вполне продуктивной при исследовании системы образов в поэзии немецкого экспрессионизма, нас убеждает монография Е. М. Мелетинского (1994). Как определяет сам автор тему своего исследования, ей стало происхождение постоянных сюжетных элементов, составляющих единицы некоего «сюжетного языка» мировой литературы.

Ещё одной практической задачей, на первый взгляд как бы сугубо технической, становится разграничение понятий «архетип», «архетипический образ», «миф», «символ». Важность такого принципиального разграничения заключается в том, что в современной научной и научно-популярной литературе  понятие «архетип» стало в определённой степени модным, с высокой степенью использования в различных областях научного знания. Такая тенденция приводит в лучшем случае, к расширенному толкованию термина, его размытости, неконкретности; в худшем случае это может привести к сомнительности или же полной дискредитации результатов исследования. Поэтому мы осознаём, что в дальнейшей нашей работе от ясных, непротиворечивых дефиниций зависит доказательность конструируемой нами системы образов поэзии немецкого экспрессионизма.

При этом нами уже определены основные векторы исследования, без которых, на наш взгляд, сложно достигнуть поставленных целей. Они направлены от общего к частному: от изучения архетипической основы немецкой поэзии в историческом аспекте в целом и её особенностей в поэзии немецкого экспрессионизма, которая реализуется системе архетипических образов, к исследованию индивидуальной архетипической символики в поэтике немецких поэтов-экспрессионистов.

Источники

  1. Бондарева Н. А. Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм. – Дисс. … канд. филол. наук. – Орел, 2005. – 205 с.
  2. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. - М.: РГГУ, 1994. – 136 с.
  3. Психология бессознательного. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 352 с.
  4. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. – 336 с.
  5. Boidol Ch. Entgrenzungserscheinungen im Drama des Expressionismus und Versuche einer szenischen Realisierung. Ein Beitrag zur Dramaturgie des expressionistischen Theaters. Inaug.-Diss. – Köln, 1969. – 269 S.
  6. Brodnitz K. Die futuristische Geistesrichtung in Deutschland. 1914 // Expressionismus: der Kampf um eine literarische Bewegung / Hrsg. von Paul Raabe. – Zürich: Arche Verlag AG, 1987. – S. 42-50.;
  7. Expressionismus: Literatur und Kunst: Сборник / Сост. Н. С. Павлова. – М.: Raduga, 1986. – 464 S.
  8. Hesse H. Zu «Expressionismus in der Dichtung». 1918 // Expressionismus: der Kampf um eine literarische Bewegung / Hrsg. von Paul Raabe. – Zürich: Arche Verlag AG, 1987. – S. 108-113.
  9. Musil R. Expressionismus. 1919 // Expressionismus: der Kampf um eine literarische Bewegung / Hrsg. von Paul Raabe. – Zürich: Arche Verlag AG, 1987. – S. 160-162.

 

Последнее обновление 21.11.11 10:36
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить