РУДОМЕТОВА Л.Т. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 07:48

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Л.Т. Рудометова

 

 

Северо-Восточный государственный университет

Магадан, Российская Федерация

Аннотация

В контексте компетентностного подхода к обучению иностранному языку автор рассматривает возможности использования учебных текстов как инструментария формирования и развития профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, профессиональная компетенция

Одним  из основных требований к образованию, в том числе и профессиональному, является требование его современности, которое включает в себя представление о том, кто такой современный человек, человек-профессионал, как он живет, каково его назначение в мире, его роль в обществе, культуре, в сфере производства; каков заказ (социальный и политический) на его образование, каковы ожидания образования у самого человека, общества и производства.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Одним из подходов, который направлен на результат образования является компетентностный подход. Этот подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Одной из линий реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками».   

Под профессиональной компетентностью в данном подходе понимается интегральная характеристика личности специалиста, показывающая не только степень освоения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение человека жить и эффективно действовать в обществе.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что основу компетентности составляют знания как её когнитивный компонент (Борытко, 2007). Овладение знаниями помогает будущему специалисту эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). «Компетентность- это способность получать запланированный конкретный результат» (П. Вейлл). Результативность в данном случае проявляется в конкретных итогах деятельности и в соответствии их потребностям. 

Понятие же «компетенция» авторами выделяется через термин «умение»: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение».

А.В. Хуторской отличает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Так же Хуторской А.В. выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально–значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции». Компетенции для обучающегося — это образ его будущего, ориентир для освоения.

Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.

Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, А.В. Хуторской раскрывает содержание понятия «образовательные компетенции», перечислив структурные компоненты компетенции:

—       название;

—       тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);

—       круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;

—       социально–практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);

—       смысловые ориентации студента по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем необходимо быть компетентным);

—       знания о круге реальных объектов;

—       умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;

—       способы деятельности по отношению к ним;

—       минимально необходимый опыт деятельности учащегося в сфере компетенции (по ступеням обучения);

—       индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности учащегося (по ступеням обучения).

Следовательно, перечень ключевых образовательных компетенций определяется Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности учащегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

  1. 1.                  Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учащегося. Она обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная  образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. 2.                  Общекультурная компетенциякруг вопросов, в которых учащийся должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности.  
  3. 3.                  Учебно-познавательная компетенция.  Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.
  4. 4.                  Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
  5. 5.                  Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
  6. 6.                  Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  7. 7.                  Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Данный перечень ключевых компетенций дан А.В. Хуторским в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. В нашем случае данным учебным предметом  является занятие по иностранному языку.

Ценностно-смысловая компетенция. Даная компетенция включает постановку студента в ситуацию самоопределения. Если говорить относительно занятия иностранного языка, то преподаватель должен в течение учебного процесса выявить способных к языку учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Собственно говоря, речь здесь идёт о профориентации (это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук). Сюда можно отнести тексты, которые помогли бы учащемуся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция подразумевает, что непосредственно на занятиях иностранного языка необходимо знакомить студентов с общественной моралью и традициями. Сюда можно отнести тексты, в которых говорится об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых студент выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения студентом современных информационных технологий. Т.е. на занятии иностранного языка нужно непреднамеренно для студента, обучить его способам работы с информационными технологиями. От занятия к занятию необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая студента к адаптации в информационном пространстве современного мира. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение студентом средствами коммуникации. Необходимо, чтобы студент на занятиях общался с одногруппниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приёмов на занятиях иностранного языка подготавливает студента  к реализации себя в социуме. Для формирования компетенции данного типа, необходимо давать задания, что бы учащийся научился представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция является одной из важных, т.к. она предполагает овладение студентом знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Следовательно, сюда можно отнести тексты, в которых бы говорилось о взаимоотношениях в семье, тексты экономической и политической направленности, тексты социально-трудовой направленности.

Компетенция личностного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение студентом теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой современной жизненной ситуации. Сюда относятся тексты содержащие информацию о правилах личной гигиены, заботы о собственном здоровье, внутренней культуре, основах безопасности жизнедеятельности. Т.е. как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать студенту информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни.

Таким образом, посредствам обучения иностранного языка в неязыковом вузе можно подготовить учащегося в его будущей профессиональной деятельности, основывая работу на занятиях на классификации ключевых образовательных компетенциях А.В. Хуторского.

Источники  

  1. Борытко Н.М. Компетентность – «живое знание» в структуре перофессиональной деятельности педагога / Н.М. Борытко // Конпетенции в образовании: опят проектирования: сб. научн. тр. / под ред А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с. 
  2. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Изд. 2-е, испр. И доп. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 284 с.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебн. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб.заведений. 3-е изд., стер. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
  4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. 2-е изд., стер. – М.:  Academia, 2005. – 206 с.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. – www.eidos.ru/news/compet/htm
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для высш. и сред. пед. учеб. Заведений /  Г.М. Коджаспирова,  А.Ю. Коджаспиров. – М.: Academia, 2001 г. – 173 с.
  7. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова. – М.: Март; Ростов н/Д., 2005. - 447 с.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  9. Лушина Н.А. Профессиональная ориентация как одно из действенных средств повышения эффективности обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе № 8, 2006 г. С. 31-35.
  10. Мыльцева Н.А. Подготовка специалистов со знанием иностранных языков в высших учебных заведениях // Иностранные языки в школе № 7, 2006 г. С. 11-19.
  11. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - С. 302, 226, 278.
  12. Педагогический энциклопедический словарь./ Э.Б.Абдуллин и др. М.: Большая Рос. Энцикл., 2003. – 527 с.
  13. Рябов Г.И. Закон эффективности обучения: Научные сообщения  / Г.И. Рябов. // Педагогика. – 1993. - № 1. С.13-17
  14. Фёдорова  Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе  // Педагогика. – 2007. - № 5. С. 71-75.

 

Последнее обновление 05.12.11 07:33
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить