САЛАВАТОВА Е.А. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 07:49

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

E.А. Салаватова

 

 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Магадана»

Магадан, Российская Федерация

 

Аннотация

Автор рассматривает проектную методику как эффективную технологию вовлечения обучаемых в учебную деятельность по английскому языку на различных этапах обучения.

 

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность

 

Воспитательный  потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационных технологий. Использование технологий, которые привлекают опыт и творческий потенциал ученика, помогает вывести процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

Метод проектов и является одной из технологий, который обеспечивает личносто-ориентированное воспитание и обучение. В отличие от других технологий проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на совместный труд в исследовательской деятельности и увидеть результаты своего труда.

В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала.

Известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса, достижение этого результата».

Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определенных условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

  1. Наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы или задачи, которая требует исследовательского поиска для её решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся, индивидуально, в паре, в группе на уроке или вне его.
  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапным результатов и распределением ролей.
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающей из задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

 В работе Е.С. Полат представлена типология проектов в соответствии с их признаками: 1) доминирующий в проекте метод исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентированный. В соответствие с первым признаком Е.С.Полат выделяет следующие типы проектов:

  • Исследовательские. Этот тип требует хорошо продуманную структуру проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, метод отработки результатов.
  • Творческие. Эти проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако надо заранее обсудить желаемое, планируемые результаты. Это могут быть видеофильмы, стенные газеты, сочинения, книжки (My first book) и т.д.
  • Ролево-игровые. В данных проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Это могут быть литературные персоонажы, герои, которые имитируют социальные и деловые отношения, придуманные участниками ситуации. Результаты таких проектов могут обговариваться заранее.
  • Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенное с самого начала цель деятельности участников проекта, которые в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газеты, видеофильм, спектакль, проект-путеводителем и т.д.

Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике.

Выполнение любого типа проектов предполагает:

  1. создание творческой атмосферы;
  2. выбор темы проекта;
  3. составление плана работы над проектом;
  4. обсуждение путей сбора информации;
  5. выполнение разработок по теме;
  6. общий сбор полученных результатов;
  7. презентация проекта;
  8. обсуждение презентации и полученных результатов.

Таким образом, изучив и проанализировав наиболее разработанные подходы к использованию метода проектов при обучении учащихся иностранному языку, я и мои коллеги по методическому объединению учителей иностранного языка стали применять их в практической деятельности.

При изучении темы «Music in our life» в девятом классе учащиеся работали над творческими проектами по данной тематике. От творческих проектов ребята перешли к исследовательским. В результате был создан проект «Песня, как источник лингво - страноведческой информации».

В декабре 2008 в нашей школе прошла декада английского языка, посвященная 55летию Магаданской области, на которой учащиеся школы представили свои творческие проекты об истории, географии и достопримечательностях Магаданской области.

В марте 2009 года, учащиеся девятых  классов защищали творческие проекты по теме «Music and musicians»,  в которых были представлены творческие биографии Элвиса Пресли, рок - музыкантов 70х годов и т.д.

Учащиеся вторых классов сделали творческие проекты по теме: «My first book».

В начале третьей четверти была организована выставка книг, сделанных руками детей по данной теме.

Учащиеся 4х классов приготовили ролево-игровые проекты по теме «Seasons», в которых они разыграли сценку «Бюро прогнозов погоды», показали мини-сказку «Ветер и солнце». Учащиеся 8х классов работали над творческими проектами по английской литературе и экологии Земли.

Данные проекты способствуют не только развитию интересов учащихся к      учебе, но и приобщают их к различным видам культур. Обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл.

Предполагаемая проектной методикой самостоятельность школьников как при поиске информации, в том числе иноязычной, так и при её обработке, представлении и обсуждении, когда есть возможность увидеть результаты своего труда, а затем представить их более широкой аудитории (учителям, одноклассникам, родителям, гостям школы и т.д.), вызывает у обучаемых чувство удовлетворения, расширяет их знания в одной или нескольких предметных областях, убеждает их в практической, реальной значимости владения иностранным языком.

 Источники

  1. Новые педагогические и информационные технологии. / Под ред. Е.С.Полат. - М., 1999.
  2. Современные гимназии: взгляд теоретика и практика. / Под ред. Е.С.Полат. - М.,  1999

Последнее обновление 08.12.11 05:58
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить