ФОГЕЛЬГЕЗАНГ В.В. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 07:56

НОВЫЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: МЕТОДИКА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В.В. Фогельгезанг

 

Средняя школа 85

Караганда, Республика Казахстан

 

Аннотация

Автор предлагает варианты проектной деятельности обучаемых в курсе английского языка.

 

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектная методика

 

История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Поиск эффективной методики, позволяющей ребенку овладеть языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе, стал поводом к овладению интерактивными методами обучения. Художнику, чтобы создать картину, недостаточно обладать талантом. Он должен владеть мастерством. В основе же педагогического мастерства лежит технология обучения. Для меня технология обучения - это знание того, как обучать. Поэтому на уроках для меня важно рационально использовать время, адекватно выбирать приемы, правильно выполнять упражнения, целесообразно их объяснять, использовать технические средства, раздаточный материал, картинки и т.д.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве, а также основные принципы педагогической техники такие как: принцип свободы выбора (где только возможно, ученику предоставляется свобода выбора), принцип открытости (сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, использование открытых жизненных задач), принцип деятельности (освоение ЗУН преимущественно в форме деятельности), принцип обратной связи (контроль обучения с помощью приемов обратной связи таких как настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания), принцип идеальности (КПД)(максимальное использование возможностей, знаний и интересов учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования).

Приемы работы по методике проектов выглядят следующим образом. Группа примерно из 15 учащихся разделяется на 3 подгруппы, каждая из которых получает свое задание, которая она будет защищать. Это задание разбивается на микрозадания, которые распределяются среди учащихся группы. Функция учителя только определяющая и подсказывающая. Состав групп первоначально предлагается учителем так, чтобы были подобраны учащиеся всех уровней. Другими словами, учитель организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся и через разработку проблемы получение реального практического результата (наша цель - говорить по-английски). Работая в проектной группе, школьник имеет возможность реализовываться в том, что у него лучше получается. Например, сильные готовят высказывание, средние участвуют в подготовке и оформляют дизайн проекта, слабые ищут, рисуют, раскрашивают, включают, выключают музыку, делают декорации и т.д.Остальной класс будет оценивать проект, а не каждого учащегося. Такая оценка, в конечном итоге, мотивирует слабых учащихся вновь искать хороших результатов, средних стремится занять позиции ведущих спикеров, и, наконец, сильные учащиеся учатся брать ответственность на себя и вести других к успеху.

На своих уроках я часто использую элементы групповой работы, например, группа получает маленький диалог, который должна перевести и инсценировать. Также при изучении темы "Главные города англо-говорящих стран" группа представляет свой город (Лондон или Нью Йорк), готовит вопросы.

Настоящей проектной работой стал телемост "Караганда-Лондон" между группами параллельных классов. Дети демонстрируют навыки говорения, а также учатся высказывать свою мысль: на таком уроке используются наглядные пособия, музыкальные фрагменты Каждая сторона пытается представить себя наилучшим способом (экскурсии по городу, достопримечательности, великие люди).

Хочется особо остановиться на проекте "Праздники англоговорящих стран" в 6 классе. Эта работа предлагается на базе учебника нового поколения, который сам по себе использует принцип развивающего обучения. Сначала учащиеся получают задания ознакомиться с мини-сообщенями об основных праздниках  в учебнике, после этого они делятся на группы и сами выбирают проект праздника. Итого, из 6 праздников  учащимися было выбрано три: Рождество, День Святого Валентина и Хэллоуин. Учащиеся рассаживаются по группам, обсуждают распределение задач и ролей внутри группы. На следующем уроке каждая группа сдает учителю свой план защиты проекта, который при необходимости корректируется.

Рождество защищается следующим образом: 1.Рассказ о празднике. 2.Инсценирование рождественской сказки. 3.Исполнение песни. 4.конкурс на быстрое разгадывание кроссворда среди групп-гостей и получение приза. 5.Рождественское пожелание. 6.декламирование стихотворения. 7.Представление коллажа.

День Святого Валентина: 1.Участница,наряженная открыткой-валентинкой открывает проект, рассказывая историю праздника. Остальная группа демонстрирует тематические картинки о празднике. 2.Игра " Я в нее играю". 3.Декламирование стихотворения. 4.Исполнение песни. 5.Завершение рассказа о празднике. 6. Представление коллажа.

Хэллоуин: 1.Инсценировка диалога между "страшилками". 2. Рассказ о празднике. 3.Разгадывание кроссворда. 4.Тестирование  слушателей.5.Представление коллажа.
Длительность защиты проекта не более 10 минут.

Мне бы хотелось обратить внимание на объем проекта, который дети запланировали себе сами. Он настолько насыщен разнообразными формами, что вмещает в себя хорошо подготовленную неделю иностранного языка и при этом роль учителя свелась к минимуму, что и является целью метода проектов. Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный  (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект, создание газеты). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.

В период подготовки проекта обнаружилась забавная деталь: группы настолько коллективизируются, что держат свой план в строжайшем секрете, невозможна никакая утечка информации, кроме как учителю. В целом на подготовку проекта уходит 3-4 недели. Время и место объявляется заранее. Ожидаемым результатом нашей работы будет умение учащихся рассказывать о праздниках англоговорящих стран, ориентироваться в них, проникнуться национальным характером и культурой, а также оформить свой проект в виде культуроведческого коллажа.

Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской рабочей жизни.

 Источники

  1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М.: ДРОФА,2003.
  2. Яковлева В. Новые педагогические  образовательные технологии в обучении иностранным языкам. //Английский язык в школе, № 2,2006.

Последнее обновление 21.11.11 10:21
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить