ШЛАНГМАН М.К. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 09:28

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

М.К. Шлангман

 

 

 

Северо-Восточный государственный университет

Магадан, Россия

Аннотация

В статье рассматривается принцип  профессиональной направленности личности как основного копмонента при обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Ключевые слова: направленность личности, принцип профессиональной направленности, концепция, принципы обучения.

Происходя­щие в обществе социально-экономические изменения формируют соци­альный заказ на специалиста, отвечающего требованиям существующего рынка труда. В настоящее время одним из основных требований, предъявляемых к специалисту, является требование в отношении его практических навыков владения иностран­ным языком.          

Важным фактором, определяющим профессиональную компетентность, ее становление в процессе вузовской подготовки, является направленность личности и, в частности, профессиональная направленность студенческой молодежи.

Поэтому несомненная необходимость возникает в рассмотрении сущности таких общенаучных понятий, как «направленность личности» и «профессиональная направленность». В психолого-педагогической литературе направленность личности рассматривается в качестве основного компонента в ее структуре. Направленность отношения и моральные черты личности, по мнению Платонова К.К., составляющие первую подструктуру, «… не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное  классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания …». «Можно сказать и иначе – это установки, ставшие свойствами личности». Взятая как целое, направленность включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, как наиболее примитивную биологическую форму направленности; желание, которое может стать стремлением; интерес; мировоззрение; убеждение.

Концепцию направленности личности, «как сложного психического образования, отражающего устойчивую взаимосвязь инициатора с целью и обеспечивающего регуляцию поведения и деятельности человека», дает В.Г.Леонтьев. Согласно этой точке зрения в качестве инициатора могут выступать потребности, убеждения, идеалы, мотивы. В настоящее время общая направленность личности рассматривается в качестве ее системообразующего фактора.

Наиболее полно понятие направленности личности в психолого-педагогической литературе было рассмотрено С.Л.Рубинштейном. Он подчеркивал, что направленность «… фактически рождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражающая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его взаимоотношения внутреннего и внешнего». При этом С.Л.Рубинштейн вскрыл в направленности личности два тесно связанных между собой момента: предметное содержание, так как направленность всегда направлена на более или менее определенный предмет, и напряжение, возникающее при этом. Проблема направленности по С.Л.Рубинштейну – «… это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Таким образом, с позиций С.Л.Рубинштейна, направленность личности составляет систему побуждений или мотивов, определяющих ее деятельность.

Как результат устойчивого доминирования определенных мотивов поведения понимает направленность и Л.И.Божович.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и такие подходы к определению понятия направленности, как «смыслообразующий мотив», «такое сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему».

Анализ различных точек зрения, представленных в психолого-педагогической литературе, приводит  к убеждению, что общим в различных определениях направленности является то, что все они близки к характеристике такого свойства личности, которое определяется как существенные и устойчивые ее особенности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и характер поведения, свойственные данной личности.

Таким образом, «направленность – сложное образование личности, которое не возникает просто как проекция системы внешних воздействий, а образуется в результате преломления внешних воздействий на личность через внутренние условия». Эти положения, выражающие сущность направленности личности, и легли в основу нашего исследования.

На общую направленность личности оказывает влияние содержание деятельности, ее своеобразие. Некоторые авторы дают качественную характеристику и классификацию направленности в зависимости от ее содержания. Рассматриваются следующие основные типы направленности личности: общественная или коллективистская, личная или эгоистическая, профессиональная. В отдельных социально-педагогических исследованиях освещается нравственная, эстетическая, познавательная и другие направленности. Подход педагогов к указанной проблеме заключается в понимании направленности личности как некоторого сложного личностного образования, формирующегося под воздействием методологических, идейных, дидактических средств с целью воспитания у молодых людей готовности к их будущей трудовой деятельности.

Важным является выявление сущности профессиональной направленности, в частности – профессиональной направленности студенческой молодежи. Если направленность определяет структуру личности в целом и характеристику ее особенностей, то профессиональная направленность как личностное образование является подструктурой общей направленности личности.

Профессиональную направленность рассматривают как интегративное свойство личности, которое характеризует отношение человека к избранной профессии, оказывает влияние на подготовку и успешность профессиональной деятельности. Многогранность профессиональной направленности как системообразующего свойства личности отражается в определении Н.В.Кузьминой, которое раскрывает ее как проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею. При этом профессиональная направленность включает в себя представление о цели, мотивах, побуждающих к деятельности, и эмоциональное отношение к ней (любовь, удовлетворенность, потребность). Понимание профессиональной направленности как системообразующего фактора личности следует истолковывать как комплекс, в который входят такие свойства, как потребность в деятельности вообще и профессиональной в частности, склонности, профессиональные идеалы, ценностные ориентации по отношению к профессиональной деятельности и компоненты мировоззрения, связанные с отношением к профессиональной деятельности. Все эти свойства личности, в которых проявляется отношение к профессиональной деятельности, выражаются в таких психических отношениях и процессах, как внимание, положительные эмоции и чувства, волевая активность (настойчивость, упорство, выносливость и так далее) при выполнении принятых решений.

Сказанное касается не только самой профессиональной деятельности, но и подготовки  к ней (усвоение определенных знаний, умений и навыков). На формирование профессиональной направленности оказывает влияние глубокое осознание человеком своего отношения к окружающему миру, наличие чувств, эмоций, стимулирующих активность личности.

Проанализировав различные подходы к определению понятия «профессиональная направленность», можно определить ее  как интегративное динамическое качество, основу которого составляет система потребностей, мотивов и интересов, а также знания, умения и навыки, формируемые в учебно-воспитательном процессе с целью выработки у будущих специалистов самостоятельного стремления к постоянному совершенствованию профессиональных знаний, непрерывному профессиональному развитию.

Важным компонентом принципа обучения иностранному языку в неязыковом вузе является принцип профессиональной направленности.

Сущность любого принципа обучения раскрывается в содержании того противоречия, на разрешение которого он направлен. Принцип профессио­нальной направленности разрешает противоречие между социальным заказом общества на специалиста, владеющего практическими навыками использования иностранного языка в своей профессиональной деятельности, и существующей практикой обучения иностранному языку в неязыковых вузах.

Анализ содержания общего понятия «профессиональная направленность» образования показывает, что оно включает в себя три узких понятия:

¾       направленность личности на конкретную профессиональную трудовую деятельность;

¾       профессиональную направленность общеобразовательных дисциплин;

¾       профессиональную направленность специальных дисциплин.

Профессиональная направленность личности реализуется в той или иной степени в любом типе учебного заведения, выполняющем социальный за­каз общества по приобщению молодежи к той или иной профессии. Как подчеркива­ет Ю.А.Кустов, «отношение молодежи к выбору профессии имеет ис­ключительно большое значение в решении вопроса о собственном месте личности в обществе, ибо принять участие в жизни общества молодежь может только через свой труд, связанный с той или иной специальностью». Как правило, основная цель в жизни молодых людей непосредственно связана с выбором определенной профессии, и, если намеченные планы реализуются, мо­лодой человек обучается любимому делу, творчески и активно осваивает его, а в дальнейшем с энтузиазмом трудится, то он получает большое удовлетворение от удавшегося самоопределения. Наоборот, неудачный, опромет­чивый выбор специальности зачастую приводит к растерянности, разоча­рованию, неудовлетворенности работой. Поэтому правильная профессио­нальная ориентация, соответствующая работа по закреплению профессио­нального выбора в процессе обучения, воспитание средствами любого пред­мета чувства гордости и любви к избранной профессии имеют чрезвычайно важное значение.

Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин состоит в установ­лении связи между ними и специальными дисциплинами.

Профессиональная направленность специальных дисциплин реализуется прежде всего в содержании профессиональной подготовки через осуществление ее связи с будущей специальностью.

Остановимся на характеристике функций, требований, условий и пра­вил принципа профессиональной направленности.

Основными функциями прин­ципа профессиональной направленности обучения являются методологическая и ре­гулятивная.

Методологическая функция принципа профессиональной направленно­сти обеспечивает педагогическое «снятие» социального противоречия между со­временным общественным разделением труда и вытекающей отсюда высо­кой профессионализацией деятельности человека.

Регулятивная функция принципа определяет структуру, содер­жание, методы, формы и  средства обучения с целью профессиональной направленно­сти личности, отдельных учебных дисциплин, создания условий для качествен­ной профессиональной подготовки.

Основная идея принципа профессиональной направлен­ности и его практической реализации может быть выражена следующими требова­ниями:

¾       система понятий общетеоретических, гуманитарных дисциплин и спо­собы познавательной деятельности должны быть связаны с системой профессиональных знаний и умений, содержащимися в специальных дисциплинах;

¾       у студентов должно быть сформировано научно обоснованное пред­ставление о профессиональной деятельности, к кото­рой они готовятся, о взаимообусловленности законов, принципов и поло­жений науки об этой профессиональной сфере;

¾       взаимосвязь общеобразовательной, языковой и специальной подготовки должна быть направлена на усиление связи теории с практикой, способствовать формированию положительной целевой установки студентов на дальней­шее профессиональное продвижение в избранной области деятельности.

Условиями реализации принципа профессиональной направленности являются:

¾       обеспечение направленности планирования и управления профессио­нальной подготовкой молодежи на ее конечные результаты — профессию, специальность;

¾       непрерывность профессиональной подготовки в тесной взаимосвязи с гуманитарными, общетеоретическими и общепрофессиональными дисцип­линами;

¾       личная направленность студентов на непрерывное целостное развитие  и становление, формирование навыков поисковой, творческой деятельности в процессе участия в текущей учебной деятельности по всем дисциплинам.

Принцип профессиональной направлен­ности требует соблюдения определенных правил:

¾       факты, примеры, иллюстрации, на основе которых идет формирова­ние понятий той или иной дисциплины, следует брать из сферы предстоя­щей профессиональной деятельности обучаемых;

¾       при формировании понятий по общепрофессиональным дисциплинам сле­дует использовать и развивать знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, языкового и общеобразовательного циклов;

¾       создавать у студентов потребность в решении практических и профессиональных задач путем включения их в деятельность, связанную с  предстоящей профессией.

Такова основная сущность принципа профессиональной направленнос­ти обучения любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку.

 

Последнее обновление 05.12.11 07:38
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить