ФОЛУМЕНОВА Л.В. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
21.11.11 09:42

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Л.В. Фолуменова, учитель английского языка МБОУ г. Магадана «Гимназия №13» 

 

Успешность оптимизации учебного процесса  осуществляется, если он личностно ориентирован.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Одним из условий, необходимых для реализации комплексной коммуникативной цели, я считаю методически правильно организованную структуру урока.

     Каждый этап урока по-своему важен и необходим, но я отвожу особую мобилизующую роль начальному этапу урока, первым 5-7 минутам. Детям необходима разминка для того, чтобы настроиться на определенный вид деятельности – речевая, то начало урока при любом его названии: «Речевая зарядка», «Речевая разминка», «Организационно-психологический момент» или «Разогревающая активность» - имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке.

     Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей, обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока.

     Урок можно начать традиционно: дети встают, приветствуют учителя и садятся. А можно обыграть само приветствие, обогатив и расширив его, используя различные методы. Дети младшего возраста любят стихи и считалки, поэтому можно поздороваться в форме четверостишия. Учащиеся среднего звена с готовностью ответят на предложенные вопросы, поиграют в учителя, в то время, как учитель занимает место одного из учеников и также поднимает руку для ответа на вопросы. Учащиеся старшего звена, имея перед глазами «support-words», охотно высказывают свое мнение-ответ по предложенной теме.

     Также важна формулировка темы урока, так как она «задает тон», вызывает интерес учащихся с первых минут. Я стараюсь придумать не совсем ординарные названия тем урока, например, такие темы, как: «Свидания: за и против» (при изучении учебной темы «The Youth»), «Роль, за которую можно умереть» (тема «The Cinema»), «The life of the elderly» (тема «The social allowances»), «Здоровые привычки» (тема «The Health») и др. Подать урок под таким углом – это значит настроить детей на возможность высказывать свою точку зрения.

     Весь ход урока требует от учителя и от учеников предельной искренности. Дети имеют право поднимать и обсуждать любые интересующие их проблемы в рамках урока. На уроке обязательно наличие лексико-грамматических опор. Формулируя высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне речи. Чтобы снять трудности у учащегося, использую различные лексико-грамматические опоры в виде «раскладушек» с опорными словами, знаками, символами, мультимедиа. В каждом из них заключен важнейший содержательный момент урока. Все вместе они отражают логику урока и одновременно служат «подсказкой» ученикам, планом их выступления. Каждая опора предполагает поисковую работу, направленную на становление речевой компетенции.

     Учащиеся должны учиться сами добывать знания. Тексты, которые предлагаю ребятам, - это всего лишь информационный материал, который служит им опорой для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий типа: презентация рекламы/коллажа, фотовыставки различных типов школ в Англии, интервью с учениками/учителями нашей школы (ролевая игра); выразить мнения учащихся на тему, составление словарной паутины для дальнейшего пересказа. Эффективным информационным аутентичным материалом, повышающим мотивацию и уровень познавательной активности учащихся, развивающим способности анализировать и оценивать явления социальной жизни, являются видеофильмы. К имеющимся видеофильмам, например «Titanic» разрабатываю различные задания для повышения уровня познавательной самостоятельности учащихся. Например, озвучить диалог Розы и Джека при выключенном звуке самого фильма, описать чувства героев фильма, обсудить популярность фильма среди молодежи, выучить песню из фильма.

     Задания на выбор являются действенным, активизирующим мыслительную деятельность учащихся. Они делают процесс привлекательным и заставляют учащихся «войти в образ», переживать, думать. Это мощный стимул овладения языком. Задача учителя при разработке таких заданий состоит в том, чтобы любая новая информация органично накладывалась на уже известные знания, чтобы лексика и грамматика ненавязчиво запоминалась в естественной ситуации общения.

     Использование таких заданий особенно продуктивно, когда учитываются возрастные особенности учащегося. Считаю удачной такую форму работы, как работа в небольших микрогруппах-«экипажах», где есть свой командир, два пилота – все как в настоящем экипаже. Получив или чаще всего выбрав задание, каждый член «экипажа» пытается справиться с ним самостоятельно. Если у кого-то возникает затруднение, подключается «командир» (более сильный ученик). Все вместе без вмешательства в разговор учителя (это принципиальный момент) обсуждают возникшую проблему.

     Так, после объяснения какой-либо учебной темы, например «Past Simple», предлагаю «экипажам» карточки с заданиями возрастающей сложности. Каждый член экипажа выполняет тестовое задание, затем сверяются результаты, «командир» объясняет ошибки.

     Соревнование «экипажей» стимулирует работу учащихся.

     Главный результат такой работы – взаимное обучение. Дети постоянно взаимодействуют друг с другом на уроке, а учитель сознательно подталкивает их к этому; используя ресурсы взаимоподдержки и взаимного обучения. Чтобы новая тема была интересной ученику, бодрило его ум, находила отклик в душе, стараюсь создать у них соответствующие образы или ассоциации. Иногда ассоциации у ребят рождаются легко и сразу. Например, урок по теме «Стиль и мода», показал, что учащиеся обладают богатым образным мышлением.

     Таким образом, описанные выше задания заставляют учащихся думать образно, оригинально, нестандартно. Каждый образ аргументирован, доказан, ведь он «родился» в голове автора.

     Как только я вижу, что учащиеся научились представлять реальные живые образы, «воплощаться» в них, перехожу к более сложным формам: представлениям понятий. Например, тема «Seasons».Использую при этом мультимедиа.

-правила чтения гласной в закрытом слоге, описываю данное время года, не называя его. Дети называют его по-русски, хором повторяют по-английски, записывают в словарики, заполняя вторую колонку (транскрипция).

     Ученики сравнивают себя с водой, огнем, ветром, каким-либо цветком, находят что-то общее в них со своим характером и внешностью. Фантазия у детей богатая, и скученных ответов не бывает.

     Апелляция к чувствам, эмоциям учащихся на всех этапах обучения иностранного языка приносит желаемый результат. Это можно использовать даже при работе над фонетикой. Работа в начальной школе над произношением утомляет детей до тех пор, пока я не предлагаю им поиграть с мягкой игрушкой: собакой и, слушая рассказ о ней, выделить новые лексические единицы. Использование образного мышления как бы запускает внутренние механизмы развития личности. Ребенок включается в процесс развития. Педагог умело направляет действия учащихся в соответствии с целями и ожидаемыми результатами.

     Апелляция к чувствам, образному мышлению школьников – одно из проявлений личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Это позволяет организовать ситуативное практическое взаимодействие учащихся на уроке, создать сильное мотивирующее взаимодействие учащихся на уроке, создать сильное мотивирующее взаимодействие при изучении английского языка, а также обеспечить высокий психологический комфорт на уроке.

Последнее обновление 24.11.11 07:58
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить