КАРЕВА Л.А. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
16.01.12 06:19

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕЙ

Карева Л.А.

Важнейшей характеристикой сегодняшнего дня, несомненно, являются быстро меняющиеся условия жизни и деятельности человека. Именно поэтому представляется актуальным понимание компетентности индивидуальности как интегрального психического свойства, обеспечивающего успешность деятельности в меняющихся условиях, принятое в андрагогике (1). Такое понимание компетентности индивидуальности применимо во всех областях жизни и, в первую очередь, в профессиональной сфере. Обеспечивать профессиональный успех в меняющихся условиях, а следовательно, поддерживать и развивать компетентность индивидуальности невозможно без непрерывного образования, включенного в профессиональную деятельность субъекта. Поэтому организация системы повышения квалификации участников педагогического процесса рассматривается нами как важнейшая составная часть осуществляемого в ней учебно-воспитательного процесса.

Какова связь между организацией непрерывного повышения квалификации педагогов без отрыва от работы и проблемами развития индивидуальности в процессе получения педагогической специальности в вузе? Во-первых, модель работы с педагогами во многом применима при обучении студентов – будущих учителей. Это обусловлено, в частности, следующим обстоятельством: опираясь на андрагогическое понимание компетентности, главной целью непрерывного образования педагогов выдвигается развитие индивидуальности педагога как профессионального инструмента развития обучаемых. Таким образом, цели обучения будущих и действующих педагогов оказываются общими. Использование при обучении студентов форм коллективной образовательной деятельности сходных с организуемыми в педагогических коллективах не только возможно, но и необходимо: это способствует осуществлению преемственности вузовского и послевузовского образования, а также воплощает один из принципов андрагогики (1), обеспечивающих эффективное обучение взрослых, а именно принцип контекстности.

Во-вторых, в настоящее время в регионе происходит реформирование системы повышения квалификации педагогических кадров, и объективной тенденцией данного процесса является вхождение института переподготовки педагогических кадров в качестве подразделения в состав Северо-Восточного государственного университета. При этом университет принимает на себя функцию непрерывного образования преподавателей. Следовательно, у преподавателей высшей школы появляется новая профессиональная задача – отыскивать и внедрять эффективные технологии повышения квалификации преподавателей. Итак, затрагиваемая тема тесно связана с обучением будущих педагогов и актуальна для высшей школы.

Так как главной целью непрерывного образования учителей полагается развитие их компетентности как интегрального свойства индивидуальности, создается модель обучения, эффективно развивающая индивидуальность взрослых. На каком основании подбирались средства для достижения выдвинутых целей? Для развития индивидуальности взрослых эффективно обучение, реализующее принципы андрагогики, в том числе приоритет самостоятельной деятельности в обучении, использование опыта обучающихся в качестве источника обучения, безотлагательное применение результатов обучения на практике, элективность и рефлективность, развитие образовательных потребностей обучающихся, контекстность, индивидуализация, кооперация.

Организационные принципы и условия проектного обучения, как проблемная ориентация задания, многовариантность решения, совместное конструирование процесса обучения на всех его этапах, междисциплинарность, жизненная направленность проблемы, исключение ситуаций выигрыша-проигрыша, цикличность обучения, заключающаяся в движении от дифференциации позиций к их интеграции реализуются в системе непрерывного повышения квалификации.

На всех этапах рассматриваемого непрерывного образования комплексно развиваются все сферы индивидуальности педагогов, но на каждом этапе можно выделить ту сферу, где происходят ведущие, определяющие изменения. На начальном этапе первостепенными представляются изменения в мотивационной сфере, на втором – в волевой. Какие качества индивидуальности педагогов позволяет более эффективно развивать обучение, организованное на основе проектной модели, какие из вызванных изменений являются наиболее существенными? При ответе на этот вопрос удобно использовать модель семи сфер индивидуальности, лежащую в основе концепции педагогики индивидуальности (2). Те элементы индивидуальности преподавателей, на которые оказывает наибольшее развивающее влияние их обучение на проектном этапе.

Качества индивидуальности учителей, развивающиеся

при проектной организации их обучения

Сфера

индивидуальности

Наиболее активно развивающиеся качества

Интеллектуальная

Свобода от стереотипов мышления, креативность, дивергентность, гибкость, самостоятельность мышления, открытость по отношению к новому, поисковые интеллектуальные навыки

Эмоциональная

Раскрепощение, уверенность в себе, эмпатия, позитивный эмоциональный контакт с коллегами

Мотивационная

Стремление к обновлению профессиональных знаний и повышению технологичности собственной и коллективной педагогической деятельности – включение в систему мотивов в дополнение к целям развития индивидуальности стремления использовать для их достижения адекватные средства, мотив сотрудничества с коллегами

Волевая

Инициативность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, умение планировать поисковую деятельность

Предметно-практическая

Навыки эффективного сотрудничества, умения создавать коллективный продукт, понятно выражать свои мысли, слышать других, учитывать различные точки зрения

Саморегуляции

Умение оптимально организовать свою работу и совместную деятельность, чувство ответственности за психоэмоциональное состояние коллег, за результат совместной деятельности, профессионально и педагогически продуктивное поведение в конфликтной ситуации, активная деятельностная позиция

Экзистенциальная

Изменение собственной позиции по отношению к ученику (превращение из диктатора в организатора) и к коллегам (превращение из единоличника в сотрудника)

 

Особенно важные изменения наблюдаются в мотивационной и экзистенциальной сферах. В мотивационной сфере происходит добавление к развивающим целям стремления непрерывно совершенствовать применяемые для их достижения средства, без чего невозможен успех деятельности в меняющихся условиях. В экзистенциальной сфере происходит двоякое изменение позиции по отношению к коллегам и к учащимся: из позиций «единоличник» в первом аспекте и «диктатор» во втором преподаватель перемещается в позицию сотрудничества.

Таким образом, в анализируемом примере поэтапно осуществляется переход на проектную модель непрерывного образования, в которой наиболее полно реализуются принципы андрагогики, эффективно развивается компетентность индивидуальности участников педагогического коллектива. Однако невозможно сразу организовать деятельность преподавателей на проектном уровне, это требует предварительной подготовки, в качестве которой выступают первые два этапа – лекционный и конференционный. Новым в нашей практике является начало реализации третьего – проектного – этапа. Теоретическая новизна состоит в выявлении эффективного пути внедрения проектной модели в учебный процесс.

 Источники

1. Змеев С.И. Наука 21 века // Высшее образование в России. 1998. № 22.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

3. Гончар М.В. Андрагогические условия развития компетентности учителя в формировании индивидуальности школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999.

4. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха. СПб., 1995.

Последнее обновление 16.01.12 06:49
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить