КАПАЕВА А.Е. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
16.01.12 06:33

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Капаева А.Е.

В современном мировом пространстве развитие различных сфер человеческой деятельности происходит настолько стремительно, что однажды полученное образование не может стать гарантом эффективности профессиональной деятельности без систематического и непрерывного совершенствования и развития профессиональной компетенции. Отсюда одним из направлений реформирования образовательных систем является ориен­тация на непрерывность образования.

Современная система непрерывного педагогического образования, как считает Е. Н. Соловова, – это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность, гибкость [5, 75].

Нельзя не согласиться с А. А. Леонтьевым в том, что непрерывность педагогического образования должна пониматься «не только как формальная внешняя согласованность, но прежде всего как содержательная преемствен­ность целей и задач, содержания и направленности профессиональной подго­товки и переподготовки учителей» [8, 44].

В рамках непрерывного педагогического образования представляется целесообразным начинать подготовку учителя иностранного языка (ИЯ) со старших классов школы, формируя у учащихся рефлексию основной парадигмы образования. «Учитель нового типа должен формироваться в школе до того, как он начинает становиться учителем» [8, 45]. Тем самым, личностная парадигма школьного образования будет перенесена учеником на профессиональное образование.

Несомненно, профессия учителя ИЯ имеет свою специфику, которая определяется «совокупностью трех компонентов: спецификой педагогической деятельности вообще; спецификой овладения ИЯ как культурным явлением и как предметом; психологическими особенностями деятельности учителя ИЯ» [7, 61]. Таким образом, подготовка учащихся к профессии учителя в рамках школьного обучения представляется в формиро­вании, в большей степени,  психологической готовности к профессии, которая подразумевает понимание требований этой профессии к личности и наличие потребности соответствовать этим требованиям.

Вероятно, что одним из средств формирования такой готовности у уча­щихся могут выступать факультативные или элективные курсы пропедевтического характера. Одним из компонентов содержания таких курсов видится тренинг тех качеств, которые необходимы будущему учителю ИЯ, а именно коммуникативных умений  взаимодействия с людьми, креативности, умения находить решения в изменчивых ситуациях профессионального и социального общения, психологической наблюдательности и прогнозирования поведения партнера, психической саморегуляции и самокоррекции и т.д. В связи с этим, такие курсы должны соединять в себе элементы воспитания, общеобразовательной, обще­культурной и профессионально-педагогической ориентации. Внеклассная работа (кружки, научные школьные общества и т.п.) также может иметь педагогическую направленность.

Кроме того, ИЯ - специфичный учебный предмет. Это не тот предмет, которому можно научить, а тот предмет, которому нужно научиться. Язык можно назвать живым организмом, который постоянно изменяется и развивается. Кроме того, овладение ИЯ происходит в неязыковой среде. Все это требует систематической работы и не только в аудитории под управлением учителя, но и самостоятельной. Необходимость в самостоятельной работе над ИЯ подтверждается и ограниченностью учебного времени на изучение данного предмета, и индивидуальным стилем использования учащимися языковых и речевых средств при иноязычном общении. В связи с этим представляется важным формирование готовности учащихся к самообучению ИЯ в рамках школьного образования.

Итак, основными линиями преемственности между педагогическим компонентом содержания общего среднего образования и высшим профессионально-педагогическим образованием являются:

  • формирование личностной парадигмы образования, 
  • усиление педагогической ориентации в отдельных образовательных облас­тях и пред­метах,
  • факультативные или элективные курсы пропедевтического характера,
  • внеклассная работа, педагогической направленности,
  • формирование готовности к самообразованию.

Наличие или отсутствие перечисленных выше составляющих непосредст­венным образом отражается на следующей ступени непрерывного педагогического образования, которой может являться педагогическая вузовская подготовка.

Безусловно, первокурсники, мотивированные на профессиональную педагогическую деятельность быстрее адаптируются к учебному процессу в педагогическом вузе и успешнее овладевают программой. Однако, те первокурсники, у которых не сформирована готовность к самообразованию, испытывают большие трудности регулятивного характера. Большинство студентов не умеют планировать свое время, ориентироваться в большом количестве информации, осуществлять контроль и оценку своих учебных действий, что указывает на слабое развитие того или иного компонента процесса саморегуляции. Как известно умение осознанно регулировать свою учебную деятельность позволяет студентам быстрее адаптироваться к новым условиям обучения, требованиям вуза и успешнее справляться как с аудиторными, так и с внеаудиторными учебными задачами. Это же умение необходимо студентам и как будущим учителям, так как оно позволит идти в ногу со временем.

Таким образом, в Северо-восточном государственном университете с целью повышения уровня саморегуляции студен­тов первого курса разработан и внедрен спецкурс «Саморегуляция учебной деятельности по овладению ИЯ» [2].

Структура курса включает три взаимосвязан­ных блока:

  • теоретический (воздействие на когнитивную подсистему психики),
  • практический (формирование умений регулировать собственную учебную деятель­ность по иностранным языкам),
  • контрольный (фиксация динамики изменений саморегуляции учебной деятель­ности).

Задача теоретического блока – положительное воздействие на когнитив­ную подсис­тему психического уровня саморегуляции с целью ее корректировки. Воздействие осуществляется посредством лекций-бесед проблемного характера, включающих информацию по следующей тематике: "Модель студента. Саморегуляция  учебной деятельности. Особенности обучения на факультете ИЯ. Специфика учебной деятельности по овладению ИЯ. Самоорганизация. Пути развития психических процессов, необходимых для изучения ИЯ. Способы и приемы усвоения и отработки языкового и речевого материала".

Задача практического блока - усвоить содержание теоретического блока. Усвоение содержания происходит посредством выполнения практических заданий, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. задания, направленные на формирование основы умения ставить цели и планировать учебную деятельность, время, оценивать учебную деятельность (воздействие на звено «целеполагание», «программа испол­нительских дейст­вий», «оценка результата»);
  2. задания, направленные на развитие у студентов способности рефлексировать учебную деятельность;
  3. задания, направленные на формирование различных способов и приемов усвоения учебных материалов (совершенствование общих и специальных учебных умений[1]), воздействие на звено «программа исполнения заданий».

Контрольный блок включает опросник, позволяющий выявить уровень саморегуляции, степень сформированности всех его звеньев.

Кроме внедрения новых курсов, направленных на повышение уровня самостоятельности и формирование самообразовательной компетенции, все дисциплины, составляющие стандарт образования должны быть взаимосвязаны, и отвечать единой цели – формированию профессиональной педагогической компетенции. Зачастую содержательные блоки дисциплин чаще всего подаются совершенно независимо и замкнуто. «Отсутствие единства в про­фессиональной и предметной подготовке современного учителя – выпуск­ника педвуза, несоответствие его компетентности требованиям школы определяют необходимость создания специальных образовательных технологий, направленных на развитие профессионально значимых умений и качеств буду­щего учителя ИЯ в рамках дисциплин предметной подготовки» [4, 80].

Например,  в рамках лингвистического цикла возможно использование та­ких технологий как микропреподавание, профессионально-педагогические ролевые игры, проблемные педагогические ситуации, проекты.

В рамках методического цикла одной из специальных образовательных технологий может быть создание индивидуального профессионально методического портфеля. В методических источниках описан опыт использования данной технологии как средства контроля на экзамене по методике обучения ИЯ (Е. Н. Соловова), как  составной части оценивания качества профессионализма учителя при аттестации (К. С. Махмурян), как программы педпрактики (Г.В. Сороковых). Апробация данной технологии на филологическом факультете Северо-восточного государственного университета позволила расширить границы использования портфеля. Как отмечают студенты, работа по созданию портфеля:

  • помогла им систематизировать, структурировать  и запомнить теоретический материал,
  • сформировала ориентировочную основу предстоящей педагогической деятельности в качестве учителя ИЯ, 
  • позволила проявить и развить креативные качества,
  • подготовила к прохождению педпрактики,
  • заложила основы профессиональной самостоятельности,
  • способствовала формированию самоконтроля и самооценки,
  • совершенствовала медийные компетенции.

Для преподавателя методический портфель дает возможность проконтролировать успешность овладения студентами курсом «Теория и методика обучения ИЯ» и тем самым убедиться в их готовности к педпрактике и проследить динамику их профессиональной компетенции.

Опыт  использования методического портфеля позволил комплексно подойти к разработке его структуры и содержания. Таким образом, структура портфеля может состоять из 4 частей: информационная, аналитическая, методическая, перспективная. Содержание информационной части может включать: схемы лекционного ма­териала; инте­рес­ные, по­знава­тель­ные, прагма­тичные статьи из научно-педагогиче­ских, ме­тоди­ческих ис­точни­ков; госу­дар­ст­венный стан­дарт сред­него обра­зова­ния; пособие по лексике классного обихода, про­грамму педпрак­тики, крите­рии оценки про­фес­сио­нальных зна­ний, уме­ний и навы­ков. Аналитическая часть объединяет результаты аналитической работы студентов при решении методических задач и содержит: алгоритм дейст­вий учителя при форми­ровании иноязыч­ных на­выков и уме­ний, рецензию на один из учебно-методических комплектов по ИЯ для шко­лы, пись­менный анализ одного из уроков из видеотеки ка­федры. Наиболее объемная часть портфеля, безусловно, методическая, является для студентов «методической копилкой» и представляет дидактический материал, самостоятельно разработанный или подобранный, который может выступать в качестве опоры в процессе педпрактики. К нему можно отнести: лексико-грамматиче­ские таблицы, ло­гико-ком­муника­тив­ные про­граммы, фрагмен­тов урока по обуче­нию ас­пек­там языка и ви­дам речевой деятельности, обучающие игры, про­блемные, творче­ские задания, муль­тимедийные, аудиови­зуальные сред­ства, па­мятки, план-кон­спект од­ного урока. И перспективная часть предполагает план самообразования студента в рамках профессиональной деятельности, а именно: чтение специальной литературы, участие в научных конфе­рен­циях, написание кур­со­вых, ди­пломных работ и т.п.

Безусловно, каждая часть портфеля будет пополняться, отображая про­цесс и результат педпрактики, позволяя тем самым осуществлять мониторинг развития профессионализма студентов. Представляется полезным использова­ние портфеля при устройстве на работу, что позволит работодателю иметь полную картину профессиональной компе­тенции нового сотрудника. Методический портфель может рассматриваться как связующее звено всех этапов профессионального развития учителя ИЯ, тем самым, обеспечивая непрерывность этого процесса.

Таким образом, несмотря на развитие система непрерывного образования, все еще есть ряд нерешенных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Тем не менее, очевидна необходимость ее «открытости в будущее»  на каждом этапе.

Библиографический список

  1. Безукладников, К.Э. Профессиональный портфолио как средство формиро­вания профессиональной компетенции будущего учителя/ К.Э. Безукладников. Профессиональный портфолио как средство формирова­ния профессиональной компетенции будущего учителя /  Иностранные языки в школе. - 2008. - № 8. - С. 66-71.
  2. Капаева, А. Е.  Саморегуляция учебной деятельности по овладению иностранным языком. – Магадан: Изд.Северного международного университета, 2006. - 96 с.
  3. Махмурян, К. С. Методический портфель учителя иностранного языка и критерии его оценивания/ К. С. Махмурян. Методический портфель учи­теля иностранного языка и критерии его оценивания / Английский язык в школе. - 2006. - № 2.- С.20-21
  4. Москалева, И.С. Технология профессионально-направленного обучения в подготовке учителя ИЯ/ И.С.Москалева. Технология профессионально-направленного обучения в подготовке учителя ИЯ / Иностранные языки в школе. - 2007. - № 7. - С.78-82.
  5. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя ино­странного языка/ Е.Н. Соловова. Методическая подготовка и переподго­товка учителя иностранного языка – М.: Глосса-пресс, 2004. – 336 с.
  6. Сороковых, Г.В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компе­тентности будущего учителя иностранных языков/ Г. В. Сороковых, И. В. Шумова Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компе­тентности будущего учителя иностранных языков / Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С.54-59.
  7. Хохлова, В. В. Повышение квалификации учителей иностранных язы­ков в Нижнем Новгороде / В. В. Хохлова. Повышение квалификации учителей иностранных язы­ков в Нижнем Новгороде / Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С.61-66.
  8.  Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации / под ред. А. А. Леонтьев. Выпуск 3. – М.: «Баласс»,1999. – 288 с.


 

В статье рассматриваются этапы непрерывного педагогического образования в области преподавания иностранных языков. Автор подчеркивает необходимость подготовки учителя со старших классов школ и дает некоторые рекомендации такой подготовки. Также отмечается важность соблюдения преемственности между каждым этапом непрерывного образования для целенаправленного развития профессиональных качеств. Приводятся примеры использования на филологическом факультет СВГУ разнообразных современных технологий для обеспечения единства в профессиональной и предметной подготовке учителя, среди которых спецкурс «Саморегуляция учебной деятельности по овладению иностранным языком», проект «Методический портфель».

 


 

[1] Общие учебные умения носят общенаучный характер, их сформированность влияет на успеваемость по всем учебным предметам. Специальные учебные умения - специфические приемы учебной деятельности, характерные для данного учебного предмета (в нашем случае ИЯ).

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить