ЕФИМЧУК О.С. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
20.01.12 08:37

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Ефимчук О.С.

Северо-Восточный государственный университет

Магадан, Россия

Аннотация.

В статье приведены основные положения реализации компетентностнго подхода в подготовке будущих специалистов.

Ключевые слова: компетентностный подход, языковая коммуникативная компетентность, акмеологические принципы

Современное российское общество, все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность, ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации.

Многие исследователи говорят о подготовке специалистов в любой области на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода (И. Г. Агапов, Л. К. Гейхман, В. Гутмахер, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский и др.)

Проблема подготовки компетентного специалиста широко обсуждается в средствах массовой информации, выдвинуты целые списки компетенций, необходимых специалисту в той или иной области. В связи с этим, возникает потребность в качественно новых методах обучения подобных специалистов, разработках новых моделей их подготовки, что актуализирует проблему нашего исследования.

Проведя сравнительно-сопоставительный анализ работ российских и зарубежных исследователей, под компетентностным подходом в образовании будем понимать совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

·        смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

·        содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

·        смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

·         оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Прообразом компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью, включающей знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности специалиста определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей. Отличие компетентностного от традиционного подхода связано с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. При компетентностном подходе в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором — как смысл образовательной деятельности. Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса.

Под компетентностю, в обобщенном смысле, можем понимать интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Исследователи выделяют  «ключевые компетенции», а также «специальные» компетенции, относящиеся к конкретной профессиональной деятельности.

Компетентностная модель специалиста, разрабатываемая в настоящее время отечественными и зарубежными учеными, имеет две главные составляющие: специальную (профессиональную) и языковую. Языковая коммуникативная компетенция входит в структуру базовых или ключевых компетенций специалиста и состоит, в свою очередь, из лингвистического, социолингвистического, дискурсивного, стратегического и социокультурного  компонентов.

Структура иноязычной коммуникативной компетентности включает не только лингвистический компонент, то есть владение средствами речевой коммуникации, но и социально-культурологический компонент, учитывающий знания о партнерах по коммуникации и реалиях, принадлежащих другой культуре. Сюда же следует отнести коммуникативные умения и навыки, влияющие на способность осуществлять эффективную письменную коммуникацию.

Языковая коммуникативная компетенция в обучении иностранному языку – это способность осуществлять общение посредством языка, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Языковая коммуникативная компетенция не является личностной характеристикой человека, ее сформированность проявляется в процессе целенаправленного обучения иностранному языку.

Понятие иноязычной коммуникативной компетентности не сводится к формированию чисто коммуникативных задач повседневного общения. Оно подразумевает решение целого комплекса как практических, так и воспитательных, образовательных и развивающих задач. Только решая их в комплексе, можно сформировать основные параметры языковой компетенции. Остановимся подробнее на основных элементах, которые, по-мнению исследователей, составляют суть иноязычной коммуникативной компетентности.

Лингвистическая компетенция предполагает владение так называемым лингвистическим кодом, а именно, знание определенных лексических единиц и грамматических правил, позволяющих обучаемым манипулировать ими на уровне слов и предложений, т.е. порождать осмысленные произведения письменно-речевого дискурса.

Социолингвистическая компетенция подразумевает способность участников общения использовать и преобразовывать языковые формы в  соответствии с ситуацией. Для любого произведения письменного-речевого дискурса крайне важно соблюдение социальных правил использования языка, основанных на четком понимании ролей участников общения, информации, которой они обмениваются и характере их взаимодействия.

Дискурсивная и стратегическая компетенция предполагает способность адресата связно и логически изложить свою позицию - продуцировать не отдельное предложение, а целостное и емкое произведение письменно-речевого дискурса, которое позволило бы вовлечь адресанта в процесс общения.

Социокультурная компетенция основана на способности партнеров по коммуникации к ведению диалога культур, что, в свою очередь, предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. Познание социокультурных норм через систему языка позволяет обучаемым ориентироваться в чужой культуре и преодолеть состояние «культурного шока». Овладение данной компетенцией создает основу для развития профессионализма (продуктивных  способов действий) и мастерства (гибкости, мобильности, адаптивности к новым ситуациям), предполагает интеграцию личности в систему мировой и национальных культур. Формирование  социокультурной компетенции для создания эффективных произведений письменного-речевого  дискурса является важной составляющей языковой коммуникативной компетентности личности, способной активно взаимодействовать в разных социокультурных форматах и оперировать различными коммуникативными категориями, наделенными национальной спецификой.

Актуальность составляющих языковой коммуникативной компетенции обусловлена теми же функциями, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека: формирование у человека способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам как будущим специалистам большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.

Проблема языковых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают индивиду в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда. Насколько успешно реализуется компетентностный подход в обучении, можно судить по тому, насколько студенты со своим уровнем владения иностранным языком оказываются способными в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своем обществе, но и в международном сообществе.

Принимая во внимание вышеизложенную информацию, наиболее эффективным представляется осуществлять обучение иностранному языку на основе компетентностного подхода при реализации акмеологических принципов, таких как принципы детерминизма, развития, гуманизма, субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, моделирования, оптимальности, обратной связи. Реализация перечисленных принципов возможна при использовании определенных средств, методов, приемов и организационных форм учебно-воспитательной деятельности, организации соответствующего психологического микроклимата в коллективе, педагогических взаимоотношений, что способствует процессу интенсивного самосовершенствования личности студентов.

Источники

  1. Кустов Л.М. Компетентностный подход в контексте принципа интегральной субъектности// Тезисы и докл. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2005. – С. 157-164.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12
  3. Сахарова Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. – 1999. – № 3. – С. 51 – 58.
  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. 2-е издание, доработанное. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 352 с.; ил. – (Классический университетский учебник).
  5. Шилова А., Пермякова Т. М. Вопросы межкультурной компетенции переводчика //Проблемы изучения и преподавания иностранных языков: Сб. материалов науч.-практ. конф.«Иностранные языки и мировая культура» / Отв. ред. Н. С. Бочкарева. – Пермь, 2005. – 128 с. – С. 78 –79
  6. Мильруд Р.П. Компетентность в овладении языком// Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования: Сборник материалов и тезисов докладов IX Межрегиональной научно-практической конференции.-Самар.гос.аэрокосм.ун-т. Самара. 2003.-214с.
  7. Keen K. Competence: What is it and How Can it be Developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen Instructional Design: Implementation Issues (111 – 122). Brussels: IBM Education Center, 1992.
  8. Kouvenhoven W. Designing for Competence. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1999. 130  р.
  9. Mirabile R. J. Everything you Wanted to Know About Competency Modeling. Training and development, 1997, August. p. 73 – 77.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить