АРУЕВА де УРРУТИЯ Н.А. PDF Печать E-mail
Статьи 2011-2012 (раздел)
24.01.12 08:51

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аруева де Уррутия Наталья Алексеевна

МБОУ «Лицей №1 им. Н.К.Крупской»

Магадан, Россия

Аннотация

Работа посвящена обобщению и анализу практического опыта автора в школьной внеклассной деятельности по английскому языку. Рассматриваются формы реализации лингвострановедческого материала во внеурочной деятельности как средство формирования социокультурной и информационной компетенций учащихся через использование на факультативах и спецкурсах различных аутентичных видео-, аудио- и DVD-курсов; мультимедийных курсов, ресурсов интернет.

Ключевые слова: лингвострановедческий материал, внеурочная деятельность, социокультурная компетенция учащихся, информационная компетенция учащихся

В настоящее время общепризнанным является  тот факт, что в связи с произошедшими и происходящими в нашей стране изменениями возрос интерес к изучению иностранных языков, к культуре и реалиям тех стран, которые являются экономическими партнерами нашего государства.

Специфика функционирования языка в качестве иностранного состоит в том, что его коммуникативная функция обеспечивает межкультурное общение.  А специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, то есть способностью общения на иностранном языке.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения пристальное внимание уделяется формированию базовых национальных ценностей, в том числе формированию социальной культуры. Поэтому предмет «Иностранный язык» занимает особое место в учебном плане. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями.

Для достижения цели овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур. Это будет способствовать приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, поможет им лучше осознать особенности культуры своей страны и развить у них умение представлять её в процессе общения средствами иностранного языка.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах социокультурный аспект определяется как понятие «национально-культурных особенностей речевого/неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения».  А среди учебно-познавательных умений называются навыки работы с информацией: фиксация содержания, поиск и выделение нужной информации, обобщение. Поэтому вопрос формирования социокультурной и информационной компетенций является актуальным в современном образовательном процессе.

Актуальность темы моего опыта работы обусловлена следующими причинами.

Во-первых, одной из основных задач, которые ставятся сегодня обществом перед школой, является воспитание и образование человека культуры, обладающего коммуникативной компетенцией в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и оригинальных текстов, рассчитанных на носителей языка.

Во-вторых,   в последние годы появились учебники (авторы М. З. Биболетова, Е. М. Верещагина, Т. А. Притыкина, О. В. Афанасьева, В. П. Кузовлев), активно использующие лингвострановедческий материал для формирования социокультурной компетенции. Однако внеурочная деятельность может и должна стать ещё одним звеном в формировании не только социокультурной, но и информационной компетенций.

Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире. Эти знания принято называть фоновыми знаниями – background knowledge. Таким образом, обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями.

Овладение фоновыми знаниями, знакомство с достижениями культуры стран изучаемого языка осуществляется через лингвострановедческий материал. В соответствии с методическими рекомендациями, на любом уроке можно и нужно вводить страноведческий и лингвострановедческий материал. Но, на своем опыте работы я убедилась, что на уроке не всегда хватает времени на более полное или подробное знакомство с материалом такого рода.

Поэтому, уже более пяти лет я работаю над проблемой формирования социокультурной и информационной компетенций во внеурочное время. Использую для этого возможности специальных, факультативных, элективных курсов. Кроме этих курсов школьное методическое объединение учителей английского языка, руководителем которого я являюсь, для активизации лингвострановедческого материала использует ставшую традиционной неделю английского языка, возможности игровых дистанционных конкурсов и олимпиад, научно-практической конференции. С 2003 года я активно использую в практике преподавания английского языка информационные технологии, с 2010 – привлекаю ресурсы сети Интернет.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

Задачи внеклассной работы по иностранному языку:

- совершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;

- помощь ребёнку в формировании мировоззрения;

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более позволяет активно осваивать культуру своей страны.

Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам учеников общественно полезную направленность.

Я выделяю и в своей деятельности придерживаюсь основных принципов:

  • взаимодействовать с учащимися для успешного обучения предмету;
  • вовлекать во внеурочную деятельность школьников разного уровня обученности, даже разного возраста, для демонстрации перспектив освоения языка;
  • помогать своим ученикам учиться радостно и видеть результаты  своего труда, то есть поддерживать мотивацию к изучению английского языка.

Цель опыта состоит в подборе видов внеурочной деятельности учащихся для формирования социокультурной и информационной компетенций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: результаты и материалы моей деятельности могут быть использованы учителями иностранных языков, классными руководителями и родителями, заинтересованными в формировании социокультурной и информационной компетенций во внеурочной и внеклассной деятельности по предмету.  Некоторые разработки представлены на сайте лицея (www.mag-school-1.ucoz.ru) в рубрике «Наши педагоги», на сайте фестиваля «Открытый урок» (www.festival.1september.ru), сайте исследовательских работ «Портфолио» (www.portfolio.1september.ru).

Формы реализации опыта

Работу по формированию социокультурной и информационной компетенций осуществляю, используя следующие формы.

ПРЕДМЕТНЫЕ КУРСЫ

На протяжении пяти лет я разработала и веду различные специальные, факультативные, элективные курсы:

2005 – 2006 – «Письмо как средство коммуникации» (9 класс),

2006 - «Весёлый английский» (3 класс),

2007 - «Здравствуй, Английский» (4 класс),

2008 -  «Маззи возвращается» (5 класс),

2009 - «Маззи возвращается-2» (6 класс),

2010 - «Семейный альбом США» (7 класс).

Данные спецкурсы разработаны на основе интеграции различных дополнительных материалов и курсов.

  • Для курса «Весёлый английский» я использовала книгу Йоанны Зараньской, польской учительницы английского языка. Она, в занимательной стихотворной форме, понятно для детей начальной школы объясняет грамматику английского языка,  используя лексику, характерную для данного возраста.
  • С 4 класса я провожу спецкурс «Здравствуй, Английский», разработанный на основе видеокурса «Mazzy in Gondoland» производства BBC. Курс так же охватывает основные темы: «Дом», «Внешность», «Город», «За столом», а так же грамматический материал, зачастую опережающий программное содержание. Данный курс способствует расширению кругозора учащихся, углублению учебных знаний, умений и навыков, обогащению словарного запаса,  развитию умений самоорганизации учебной деятельности.  Ребята знакомятся с культурой Великобритании и  реалиями страны из видеокурса.
  • В 5 - 6 классе продолжением начатого явился спецкурс, разработанный на основе видеокурса «Маззи возвращается», который охватывал два года. Курс предусматривает углублённое изучение грамматического и лексического материала и опережает основной курс английского языка. Cпецкурс даёт возможность учащимся практиковаться в употреблении видовременных форм глагола, различных видов местоимений, степеней сравнения имён прилагательных. Но,  с учётом возраста, подаётся  материал в форме видеосюжета, отрабатывается в занимательных упражнениях и играх. Таким образом, курс не воспринимается учащимися как нечто скучное и неинтересное.
  • Уже в 7 классе, в силу возрастных особенностей учащихся, я взяла учебный видеокурс издательства MAXWELL MACMILLAN «Семейный альбом США». Курс представляет собой 26 серий, разделённых на три части. Каждый телевизионный эпизод рассказывает историю из жизни типичной американской семьи Стюарт. Учащиеся знакомятся с повседневной жизнью членов семьи, наблюдая их на работе и дома. Курс затрагивает различные сферы американского общества. Курс даёт прекрасную возможность слушать и учиться воспринимать подлинное американское произношение. Кроме этого каждый эпизод, помимо новой лексики предлагает грамматические структуры и выражения. После каждого эпизода приводится раздел «В фокусе», где акцентируется внимание учащихся на главном обучающем моменте данного эпизода: разговорные формулы, особенности произношения, грамматика. Данный курс способствует расширению кругозора учащихся, углублению учебных знаний, умений и навыков, обогащению словарного запаса,  развитию умений самоорганизации учебной деятельности.  Ребята знакомятся с культурой США и  реалиями страны.

ВИДЕО И АУДИОКУРСЫ

Современное разнообразие средств обучения английскому языку предоставляет учителям и преподавателям возможность выбора того или иного учебного пособия, что значительно расширяет спектр осуществления профессиональной педагогической деятельности.

Одним из таких средств поддержания мотивации учащихся, по моему мнению, могут выступить аутентичные видеоматериалы (видеокурсы, мультипликационные фильмы, художественные фильмы и т.д.), которые считаются наиболее эффективным и перспективным средством обучения иностранному языку благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения. Ситуативность и динамичность изображения аутентичных видеоматериалов делают этот вид наглядности незаменимым средством обучения иноязычному речевому общению школьников младшего, среднего и старшего этапов обучения. Эмоциональное воздействие изображения создает эффект соучастия, вызывает у учащихся желание предвосхитить и продолжить реплику персонажа. Реактивность, рефлексия, т.е. желание реагировать на речевое действие вместе с героем фильма (вместо него), является ценным качеством средств наглядности при обучении иноязычному речевому общению.

Следует также подчеркнуть большую познавательную ценность аутентичных видеоматериалов. Использование мультфильмов, художественных фильмов на иностранном языке в процессе обучения школьников расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране изучаемого языка. Эмоциональное воздействие, реактивность, познавательная ценность аутентичных видеоматериалов вызывают интерес  учащихся к иностранному языку, т.е. способствуют «зарождению» (формированию) познавательной мотивации учащихся к иностранному языку в целом и, культуре страны изучаемого языка, в частности.

Помимо перечисленных видеокурсов я выборочно использую сюжеты из многосерийного курса Follow me” («Следуйте за мной»). Данный курс является относительно устаревшим, но вполне пригоден для иллюстраций того или иного грамматического и лексического материала.

Прекрасным дополнением к урокам и внеурочным мероприятиям являются такие видеокурсы, как: CONTEXT из серии «Английский через классику кино», основанный на известном фильме «Моя прекрасная леди» и «Английский с Битлз», а так же учебное видео-пособие «Учимся слушать и понимать английскую речь», созданное на основе художественных фильмов «День сурка», «Привидение» и др.

В 2010 году прекрасным дополнительным материалом служит современный DVD - курс EXTR@”(производство BBC), который очень нравится семиклассникам. Это тридцати серийный фильм, в сюжете каждой серии которого освещаются  отношения и повседневная жизнь молодёжи Великобритании. По жанру это ситком с постоянными главными  героями. Фильм охватывает разнообразные бытовые темы.  Материал преподносится в юмористической форме, что очень нравится ребятам. Так как фильм записан на DVD, это даёт возможность подключения или отключения субтитров.

В структуре учебного видеозанятия я выделяю три этапа:

1) подготовительный – предварительное снятие языковых, фонетических и лингвострановедческих трудностей;

2) основной - просмотр видеофильма;

3) итоговый - контроль понимания основного содержания

Кроме самого видеокурса я использую аутентичные аудиоматериалы, такие как аудиокурсы  Tune in to English” и “Small talk”.

Учитывая краткий анализ и описание курсов, становится понятным, что на уроках использовать аудио-материалы можно не всегда или использовать лишь выборочно и периодически, не в системе, внеурочная деятельность позволяет широко применять такие курсы.

Подчеркнем некоторые элементы эффективности использования видеокурсов на внеурочных занятиях по английскому языку:

ü  погружение в ситуацию;

ü  знакомство с культурой стран изучаемого языка;

ü  знакомство с языком жестов и мимики;

ü  живая речь носителей языка;

ü  увлеченность, мотивация;

ü  снятие усталости.

ü

Использование английской песни

Прекрасным источником лингвострановедческого материала может служить песня на английском языке. В силу того, что на уроках не остаётся времени на работу с популярными англоязычными песнями, а подростки с удовольствием слушают современную музыку, я зачастую работаю с песнями на внеклассных занятиях, особенно посвящённых какому-нибудь празднику.

Аутентичная песня на английском языке может исполь­зоваться для достижения разных целей: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навы­ков, пополнения словарного запаса, отработки рече­вых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры стран изучаемого языка.

Так, я использую на внеклассных занятиях, посвящённых Дню Валентина аутентичные песни (“I just call…” Стива Вандера, песня из мультипликационного фильма «Красавица и чудовище», “Skater Вoy” Аврил Лавин, “Lucky” Бритни Спирс) в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Так же необходимо соответствие песни уровню языка учащихся. Если выбор песни соответствует данным принципам, то потенциально она может быть очень полезной.

Для развития социокультурной компетенции  в тексте песни желательно наличие сведений о  географии и истории стран изучаемого языка, фактах полити­ческой, социальной, повседневной жизни, наличие этнокультурной информации, различ­ного рода символики, наличие информации о пове­денческой культуре, включающей особенности пове­дения в различных ситуациях, разговорные форму­лы, нормы и ценности общества. В большинстве своём все эти факты в той или иной степени находят свое отражение в текстах песен. После отбора песни учи­тель разрабатывает систему упражнений по данной пес­не.

После прослушивания, которому должен предше­ствовать подготовительный этап, так как прослушива­ние песни представляет собой аудирование достаточ­но сложного уровня, учитель предлагает те или иные задания, в зависимости от цели, им поставленной. Если перед преподавателем стоит цель формирова­ния социокультурной компетенции, то и система уп­ражнений будет направлена на то, чтобы сосредото­чить внимание учащихся на тех элементах культуроведческой информации, которые содержатся в тек­сте.

Таким образом, очевидно, что песенный лингвострановедческий матери­ал действительно богат информацией, необходимой для развития социокультурной компетенции, с по­мощью песни действительно можно поднять её уро­вень.

Использование ИКТ

Компьютер на внеклассных занятиях по английскому языку позволяет:

- индивидуализировать обучение;

- повысить активность учащихся;

- интенсифицировать обучение;

- повысить мотивацию обучения;

- создать условия для самостоятельной работы;

- способствовать выработке самооценки у обучаемых;

- создать комфортную среду обучения.

В своей практике работы я использую следующие обучающие и развивающие компьютерные программы.

Название,

разработчик

Для кого предназначена

Цель использования

Возможности

“Tipple Play Plus”

(Английский в три приёма) фирма Syracuse Language Systems

Для детей в возрасте от 9 лет и взрослых, приступающих к изучению английского языка

Пополнение лексического запаса слов, обучение аудированию и чтению

Прослушать речь на изучаемом языке, адаптируя её к своему уровню восприятия – управляя скоростью звучания, разбивая фразы на отдельные слова, сопоставляя произношение и написание слов.

«Профессор Хиггинс»

Для желающих (независимо от начального уровня знаний) научиться понимать английскую речь и освоить английское произношение

Развитие фонетической стороны речи, усвоение правил чтения, а также практика в развитии грамматических навыков.

Можно выбрать  упражнения на тренировку звуков английского языка, фраз, ударения, а так же имеются задания для диктанта, словарь, поговорки и скороговорки, что при наличии колонок даёт возможность применения этих заданий в фонетической зарядке. Практика в 130 грамматических темах. Ведётся корректировка ошибок

«С английским за рубежом» автор

Т.Б. Клементьева автор учебников “Happy English”, 2004

Для школьников от 4  до 11 классов и взрослых, желающих грамотно вести беседу на английском языке.

Развитие грамматических, лексических, разговорных навыков, навыков аудирования. Корректировка умений и навыков с самопроверкой

30 устных тем: аутентичные диалоги,  которые можно прослушивать, разучивать, строить самим и проводить самопроверку. В разделе грамматики 33 темы. Раздел делится на такие виды работы. Лексические игры

«Дракоша и занимательный   английский»

Media, 2000

Для детей начальной школы и всем желающим, не имеющим базовых знаний.

Знакомство с базовыми правилами языка, первоначальным языковым запасом. Проверка усвоенного материала.

Упражнения в виде игр. «Охотник» (Тема «Мебель»). Выстрел производится после написания слова. При этом время, отведённое для этого,  строго ограничено. По теме «Цвета» ребятам предлагается раскрасить чёрно-белые картинки. Второклассники с удовольствием выполняют это задание.  А тему  «Алфавит» можно использовать даже в 5 или 6 классах, т.к. в задании необходимо расставить книги по алфавиту.

«Учите английский» (уровень для начинающих) EuroTalk, 2004

Программа удобна в начальной школе, озвучена носителями языка и не требует от начинающих умения читать.

Отработка  базового набора слов и устойчивых словосочетаний, встречающихся в повседневных ситуациях.

Материал разбит по темам: «Знакомство», «Покупки», «Транспорт», «Еда», «Числа», «Цвета», «Время», «Страны» и т.д.   Викторины, задания и игры различного уровня сложности показывают, насколько хорошо учащийся усвоил изучаемый материал.

«Учите английский» (уровень для продолжающих обучение)

EuroTalk

Программа является продолжением предыдущей, рассчитана на продвинутый уровень учащихся.

Развитие умения понимать на слух, чтение и письмо.

Содержит прекрасные материалы по различным темам: «Погода», «Деятельность людей», «Еда», «Город» и др.

«Миссия - шпион» Russobit-M, 2003

Для детей начальной школы и всех, кто хочет изучать язык.

Материал представлен на разных уровнях.

Обеспечение элементарного уровня знаний лексики и грамматики.

Викторины, задания и игры различного уровня сложности показывают, насколько хорошо учащийся усвоил изучаемый материал. Но в ней есть существенный недостаток: нельзя перейти на следующий уровень, не выполнив предыдущий. Поэтому эта программа удобна для работы в домашних условиях или индивидуально во внеурочное время.

«Репетитор по английскому языку» (подготовка к ЕГЭ), 2009

Специальная программа для желающих подготовиться к ЕГЭ по английскому языку.

Развитие навыков выполнения заданий в формате ЕГЭ по всем видам речевой деятельности.

Упражнения и тесты в формате ЕГЭ. Самопроверка, статистика успехов.

Использование РЕСУРСОВ интернет

Английский язык – доминирующий язык Интернета. Интернет в свою очередь становится доминирующим средством изучения английского языка. Сегодняшняя реальность – это быстрые и динамичные изменения способов и методов изучения языка. С постоянным развитием Интернета, создается ранее не имеющая аналогов среда для коммуникации, управления информацией, для развития новых форм социального взаимодействия, без каких либо границ. Интернет дает возможность самостоятельно приобретать знания и делиться ими с другими. Технологии MP3, iPod, и Skype, а так же различные блоги  обеспечивают огромное разнообразие коммуникативных, информационных средств, литературы, новостей и других материалов языкового содержания, доступных в любом месте и в любое время.

Я на своих внеклассных занятиях по английскому языку стараюсь прививать навыки работы с Интернет ресурсами, использую для этого следующие ресурсы:

сайт

Краткое содержание

Личная оценка развития компетенции (*;**;***)

Социокультурная

Информационная

www.ajkids.com

Поисковая система для детей. Помощь детям и учителям.

**

**

www.britishcouncil.org

Портал Британского совета. Всё для развития видов речевой деятельности на аутентичных заданиях текстах, играх.

***

***

www.eidos.ru

Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». Курсы, конкурсы, олимпиады для учителей и учащихся.

**

***

www.englishclub.com

Веб-сайт для изучающих английский язык. Задания для практики во всех видах речевой деятельности

***

***

www.eslcafe.com

Веб-сайт для изучающих английский язык. Разделы для учителей и детей, викторины, словари идиом, сленга

***

***

www.hello-online.ru

Электронная версия журнала “Hello”.

***

**

www.longman.com

Веб-сайт словарей издательства Longman. Интерактивные упражнения для учащихся. Упражнения к словарю Language Activator

**

***

www.rcls.org

Поисковая система для детей.

**

***

Каковы же достоинства использования Интернета?

ü  В первую очередь Интернет заставляет учеников использовать английский язык в повседневной жизни и обеспечивает функциональные коммуникативные события.

ü  Интернет дает возможность совместного приобретения знаний, путем переписки, обмена информацией и затем сравнения и оценивания.

ü  Интернет это – полезная среда для коммуникации с носителями языка в режиме онлайн, что позволяет не только формировать, развивать и совершенствовать навыки письма, чтения, говорения и аудирования, но и помогает улучшить компьютерные навыки.

Конечно, Интернет сегодня доступен не всем, но если есть возможность пользоваться его услугами, можно за год научить детей не только пользоваться поисковыми системами, печатать и редактировать тексты и пользоваться электронной почтой, но и создавать творческие продукты с помощью таких программ, как Power Point, Movie Maker и др.

Одним из средств  развития информационной компетенции являются специально разработанные задания по иностранному языку, подразумевающие использование персональных компьютеров и возможностей сети Интернет. В частности, учащимся предлагаются  задания, для выполнения которых требуются умения пользоваться электронными библиотеками, базами данных, поисковыми системами, электронными версиями ведущих мировых газет и журналов.

Анализ эффективности форм внеурочной деятельности в зависимости от их влияния на формирование социокультурной и информационной компетенций представлен в таблице.

Вид работы и задания

Какую компетенцию развивает

насколько эффективно развивает

(*, **, ***)

Работа с видеокурсами, DVD,

аудиокурсами

Социокультурная,    информационная, коммуникативная

***

Работа с квизом во время Недели английского языка

Социокультурная информационная

***

***

Работа с англоязычной песней

Социокультурная

*

Участие в конкурсах, олимпиадах

Социокультурная

Информационная

**

***

Научно-исследовательская работа

Социокультурная

Информационная

***

***

Работа с ИКТ

Социокультурная

Информационная

**

***

Использование ресурсов Интернет

Социокультурная,    информационная, коммуникативная

***

Цель обучения иностранному языку – это практическое владение языком, позволяющее осуществлять коммуникативную деятельность. Целью использования информационных технологий в работе учителя английского языка является повышение мотивации учеников к изучению предмета, рост их познавательного и коммуникативного интереса, подготовка учащихся к самостоятельной работе и общению с носителями языка.

Подводя итоги, отметим, что внеурочная работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

С учетом перехода на новые федеральные государственные стандарты образования  планируется продолжить работу над проблемой использования лингвострановедческого материала для формирования компетенций учащихся в урочное и внеурочное время.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить