ХОРОВЬЕВА Л.Н. Личностно-гуманный подход при обучении иноязычному общению. Печать
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 10:25

Личностно-гуманный подход при обучении иноязычному общению.

Хоровьева Любовь Николаевна

учитель высшей квалификационной категории, МБОУ "Гимназия №13"

 

Предмет иностранный язык обладает большими возможностями по формированию и воспитанию личности: наряду с родным языком (если правильно интегрировать обе программы, что также является требованием времени) он формирует мышление школьника; обучение иноязычному общению предполагает, что учащийся мыслит, определяя смысловое содержание высказывания; наш предмет — это живая открытая система; это также наиболее гуманный предмет (в смысле направленности на личность школьника).

Обучение иностранному языку, как нам кажется, следовало бы начинать с I (нулевого) класса и не прерывать в течение всех лет пребывания ученика в школе. Учитель имеет возможность с первых дней начать формирование учебного коллектива. Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иноязычному общению мы считаем личностно-гуманный подход. Очень важна позиция учителя. Учитель не просто передает знания, но прежде всего создает атмосферу чуткости, дружелюбия, взаимного уважения, сопереживания, радости к в этой обстановке, самой благоприятной для свободного проявления внутренних сил каждого школьника, осуществляет процесс обучения и воспитания.

С этим связано и требование пересмотра критериев оценки. Главными становятся воспитание в учениках способности к самооценке, критерий роста. Страх сделать ошибку или получить плохую оценку должен, навсегда покинуть ребят.

Говоря об обучении иноязычному общению, мы согласны с выводом А. А. Алхазишвили о том, что на этапе, «имеющем целью воссоединение структурно завершенного языкового материала с присущей ему функцией общения», обучение должно носить неосознаваемый учащимися характер. Год назад авторы статьи предприняли попытку ввести элементы такого обучения в практику своей работы в школе с углубленным изучением английского языка. Работа проводилась в I и V классах, проверялись формы вовлечения учащихся в предлагаемые условия обучения Хотелось бы поделиться своими наблюдениями и выводами.

Мы предлагаем определять начальный этап обучения как допродуктивный исходя из того, что на данном этапе акцент делается не на говорении, а на понимании учащимися иноязычной речи. Основная задача — это обеспечить детей языковой информацией, подлежащей усвоению. Усвоению помогают экстралингвистические опоры (ЭЛО). В понятие ЭЛО мы включаем как некоторые традиционные средства наглядности (картинки, рисунки, фотографии), звуковые (музыкальные) фрагменты, идеографическое письмо, так н физические движения человека, мимику, жесты. При этом на начальном этапе обучения мы придаем особое значение двигательным ЭЛО.

На первых занятиях ребята выполняли определенные команды. (Вначале учитель показывал, как это делается.) При этом отбор команд ситуативно обусловлен. Например, по ситуации «Мы собираемся в школу»: "Sleep. Wake up. Do morning exercises (выполняются различные упражнения зарядки). Wash your hands. Wash your face. Now you have breakfast. Eat. Drink. Take your bag. Go to school."

Принципы личностно-гуманного подхода реализуются при такой форме обучения в том, что каждому ученику предоставляется возможность усваивать материал в приемлемом для него темпе. Перед ребенком не ставится задача непременно произнести что-то на иностранном языке. Не выставляются оценки (это снимает у детей страх сделать ошибку, разряжает обстановку на уроке). Работа ученика оценивается (словами) только положительно, ведь всегда есть возможность обеспечить успех каждого ученика. Задания на дом не даются.

«На среднем этапе обучения (IV— VII классы) учитель иностранного языка сталкивается с тем, что интеллектуальное развитие учеников и их опыт общения на родном языке значительно превышают их возможности самовыражения на иностранном языке. Другая трудность состоит в трм, что учащимся не всегда интересно обсуждать тему так, как это предлагается в учебнике. Для того чтобы избежать подобных трудностей и определить для себя круг интересов школьников, авторы в течение года применяли технологию работы с магнитофоном, впервые предложенную американским психолингвистом Ч. Карраном (см.: Curran Ch. Counseling-Learning in Second Languages - Apple River Press, 1976).

Работа проводится в несколько этапов. I этап. Ребята садятся в круг, лицом друг к другу. В центре — магнитофон, поставленный на запись. Место учителя определяется его отношениями с учащимися и уровнем подготовленности группы: он может быть либо рядом с ребятами, в кругу, принимая участие в беседе, либо — вне круга, оставаясь в традиционной роли учителя. Учитель может сам произнести первую фразу, хотя в группе почти всегда находится ученик, который может начать беседу без посторонней помощи. (Например, бурное обсуждение темы «Друзья» началось с утверждения ученицы, что дружба невозможна, ибо все люди эгоисты). Каждый школьник произносит одно-два предложения. Учитель выслушивает его; если допущены ошибки, исправляет их или называет нужные ученику слова, после чего правильный вариант высказывания записывается на пленку. Результат работы — записанный на пленке текст по выбранной учащимися теме, целиком отвечающий интересам группы. На запись двухминутной беседы обычно затрачивается 15—20 минут, в зависимости от степени готовности группы к данному виду работы. Надо отметить, что уже во второй-третий раз запись осуществляется значительно быстрее.

II   этап. Текст (в магнитофонной записи) прослушивается и комментируется. (Он может быть записан на доске и в тетрадях).

Такая работа с магнитофоном приучает школьников внимательно относиться к тому, что говорят их товарищи, так как нарушение логики сообщения выявляется при прослушивании, Учитель узнает круг интересов учеников, нужную им лексику; основываясь на тексте, легко выводит учащихся в диалогическую речь; прогнозирует их реакцию на дальнейшее развитие темы.

III   этап. Широкое поле деятельности получает учитель иностранного языка при использовании упражнений, имеющих отчетливую эмоционально-личностную окраску Такие упражнения мы применяли на среднем этапе (V класс). На первом же занятии учитель говорит ученикам о правилах, которые должны быть соблюдены: 1) все упражнения (задания) построены с учетом личных особенностей школьников; 2) каждая личность уникальна, неповторима, поэтому интересна; 3) познавая других, ученик познает себя; 4) на занятиях разрешено обсуждать только положительные качества школьника (важно найти как можно больше положительного в каждом), 5) учитель принимает участие в выполнении заданий вместе с учащимися; 6) каждый ученик может быть уверен, что его внимательно выслушают; 7) если школьник не хочет высказываться (ему в данный момент психологически дискомфортно, он может помолчать.

Опыт работы с подобными упражнениями и заданиями в течение года позволяет сделать следующие выводы: в неформальной обстановке школьники охотно и с интересом высказываются сами и внимательно слушают товарищей; эффективность обучения повышается за счет улучшения психологического климата на уроке; создается благоприятная возможность вводить новый языковой материал естественным путем, посредством общения; следует давать такие задания, чтобы высказывания учащихся, их сообщения носили естественный характер и по содержанию были предусмотрены учителем; важно то, что ученики приобретают навыки общения и совместной деятельности; при таком подходе, если, конечно, соблюдаются его принципы, учителю практически невозможно занимать авторитарную позицию — у него ничего не получится.

Последнее обновление 02.04.13 12:28