ХИМЧЕНКО С.Л. Самообразовательная компетенция в контексте обучения иностранному языку в вузе. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 10:29

Самообразовательная компетенция в контексте обучения иностранному языку в вузе.

Химченко Светлана Леонидовна

магистрант 1 курса группы ПО(м)-21, направления «Педагогическое образование», профиль «Филология»

 

Казалось бы, сейчас,  как никогда прежде, сложились благоприятные условия для    воплощения в жизнь слов известного полиглота Е. М. Чернявского, самостоятельно изучившего около сорока языков, о том, что  «языку научить нельзя - языку можно только научиться.» Эти слова нашли отклик и поддержку у  чиновников из  Министерства образования и науки РФ, разработавших и внедривших новый Федеральный  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) таким образом, что отведенный процент самостоятельной работы по  овладению иностранным языком (ИЯ) у студентов высших учебных заведений сравнялся с часами, выделенными на аудиторную работу.  Следовательно, изучение ИЯ в равной мере предполагает как изучение в аудитории, с контролирующей и направляющей функцией преподавателя, ментора, наставника, так и  его самостоятельное изучение. Трудно не согласиться со словами  Л. И. Чайковской:  «При этом важно учитывать, что иностранный язык как учебный предмет отличается особой предрасположенностью к самостоятельной работе (об этом, в частности, красноречиво свидетельствует  тот факт, что существуют многочисленные и разнообразные самоучители иностранных языков и совершенно отсутствуют, к примеру, самоучители физики и математики)» [Чайковская, 2004: 4].

Вступление России в Болонский процесс и формирование единого образовательного пространства ставят перед выпускниками современной высшей школы новые задачи, связанные с умением находить верное решение проблем, обладание  индивидуальным стилем самообразования, социальной и профессиональной гибкостью. Учитывая то, что в настоящее время за основной  критерий  оценки качества образования принят компетентностный подход, в своей статье мне  хотелось бы еще раз привлечь внимание изучающих ИЯ и обучающих ИЯ к необходимости формирования самообразовательной компетенции, которая является одной из основополагающих как  в преподавании иностранного языка,   так и в его изучении. 

Компетенция –   термин, введенный в обиход американским языковедом Н. Хомским (г.р. 1928) для обозначения присущей способности к выполнению какой-либо деятельности (от лат. competentis-  способный). [Щукин, 2004:139]. Для того чтобы эту способность довести до высокого профессионального уровня,  необходимо сформировать на начальном этапе обучения ИЯ,  а  на последующих ступенях развивать самообразовательную компетенцию.  Всегда придавалось  огромное значение самообразованию, позволяющему продолжать обучение в течение жизни, в настоящее время переоценить этот факт невозможно. Это позволит быть ответственным за свои результаты, эффективно интегрироваться в политическое, экономическое и образовательное пространство. «Организация – вот ключевое слово при овладении языком – организация труда, времени и материала. Это, безусловно, столбовая дорога при овладении навыками устной и письменной речи на иностранном языке» (Эрик Гуннемарк – шведский методист и полиглот). Перефразируя его слова  на сегодняшний момент к ключевому слову «организация» можно добавить   и  «самообразовательную компетенцию» как одно из условий эффективного овладения ИЯ.

Проблеме самообразовательной компетенции посвящены публикации (Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков, О. Н. Олейникова, Т. М. Трегубова и др.). Определения понятия «самообразовательной компетенция» приведены в таблице.

Автор

Определение

Сагитова Р. Р.

 интегрированная характеристика личности, включающей в себя знания, умения, способы и опыт самообразования, а также личностные качества, проявляющиеся в потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональной и социальной самореализации человека.

 

Насипов А. М.

совокупность взаимозависимых смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента, необходимых для осуществления им специально организованной, самодеятельной, систематической личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

 

 Полуяхтова С. В.

 фактор социальной конкурентоспособности выпускника, позволяющий получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а при необходимости в будущем сменить специальность.

Зайцева И. В.

 способность поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком.

Как видно из таблицы, основным  в самообразовательной компетенции является готовность и способность личности к непрерывному самосовершенствованию.

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что  не существует готовых и одинаковых для всех рецептов научения, есть основные  моменты,  позволяющие сделать этот процесс овладения ИЯ более эффективным и успешным. Составить свой алгоритм работы над изучением и овладением иностранным языком должен и может  для себя каждый, если у него а) присутствует мотивация, б) есть необходимые условия для обучения. Если есть мотивация, то существует множество возможностей обогатить свой языковой уровень. Если таковой  нет, то «при обучении ИЯ важно формировать и развивать у студентов умение самомотивировать свою деятельность (убедить себя в необходимости осуществлять ее, уметь заинтересоваться, увидеть важность деятельности и ее результатов для себя лично)» [Капаева А. Е., 2004: 23].  «Сознательные интеллектуальные усилия самообучающегося являются решающим фактором, поскольку, как верно заметил П. Хэгболдт, успех изучения языка не зависит ни от каких-либо особых методов преподавания, ни от самого метода изучения языка и единственный короткий путь к овладению языком – это упорная и сознательная работа [Чайковская, 2004: 5].

Для решения  проблемы формирования самообразовательной компетенции на отделении иностранных языков  филологического факультета в  Северо-восточном государственном университете   г. Магадане были разработаны и внедрены на первых курсах дисциплины:    «Саморегуляция учебной деятельности» и «Самообучение иностранным языкам». Цели этих дисциплин  – повышение у студентов осознанной саморегуляции учебной деятельности, формирование самообразовательной компетенции студентов. Данные   цели достигаются реализацией практических, воспитательных и развивающих  задач. Решая эти задачи, студенты вуза учатся самостоятельно ставить цели, корректировать, анализировать   и оценивать  свою учебную деятельность. Одной из воспитательных задач является   активизация внутренней познавательной мотивации, направленность обучающегося ИЯ на самопознание, самореализацию. Развивающаяся задача воплощает направленности студента на   саморазвитие. Ориентация на развитие, профессиональное самосовершенствование, общекультурное развитие личности, работа по самооценке собственной деятельности, навыки целеполагания, анализа, рефлексии и т.д.  –  это тот  минимальный набор, которым  должен быть вооружен  выпускник вуза,  готовый при изменении внешних экономических условий или социальной среды  быть в состоянии получить необходимые знания исходя из требований, предлагаемых социальной и экономической средой.  

Таким образом, в данной статье акцентируется внимание на необходимость формирования и развития самообразовательной компетенции у студентов вуза как одного из условий эффективного овладения ИЯ.

Библиографический список

1. Арынханова Э. К. Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности на основе профессиональной компетенции [Электронный ресурс] // Версия материалов междунар. науч.-практ. конф. «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом». Минск: ГУ «БелИСА», 2008. URL: http://belisa.org.by

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.

4. Капаева А. Е. Формирование готовности учащихся к самообучению иностранным языкам: Учеб. Пособие к спцкурсу / Север. Междунар. ун-т. – Магадан, 2004. – 118 с.

5. Капаева А. Е. Саморегуляция учебной деятельности по овладению иностранным языком: Учеб.-метод. Пособие к спецкурсу. – Магадан: Изд. Северного международного университета, 2006. – 96 с. 

6. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностр. Яз. В школе. 2001. № 1. С. 9-14.

 7. Сагитова P.P. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в контексте новой парадигмы образования // Казанский педагогический журнал. - Казань: Изд-во «Магариф», 2010. - № 4 - С. 27-34 (0,5 пл.).

8. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегрально-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.- 336 с.

9. Чайковская Л. И. Самообучение иностранным языкам. Методические рекомендации. – Магадан; Изд. СМУ, 2004.-24 с.

10.  Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004.- с.416

Последнее обновление 01.04.13 10:30