ФОЛУМЕНОВА Л.В. Основные разновидности мотивации. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 10:46

Основные разновидности мотивации (создание индивидуальных мотивов при обучении английскому языку).

Фолуменова Людмила Васильевна

учитель высшей квалификационной категории, МБОУ "Гимназия №13"

 

Практический опыт убеждает меня в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся, Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П., Пассова Е.И. и многих других.

Совсем еще недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь – изменилось отношение к предмету. Стала понятна необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия вне больших групп с переводчиком, также  как и целесообразность ведения совместного международного бизнеса и пользования интернетом. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Есть много случаев, когда иностранный язык помог человеку не упустить возможностей, которые дает ему судьба. Авраам Линкольн сказал: «Каждому человеку в жизни дается свой шанс и к нему надо быть готовым». «Знание иностранного языка удваивает и утраивает знание человека на творческую самореализацию и наслаждение полной жизни в путешествиях, общении и труде», - Стивен Клайд. Отсюда и более пристальное внимание к обучению языку в школе, как со стороны учащихся, так и их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний. Но то, что является бесспорным стимулятором изучения иностранного языка для взрослого,  не всегда работает для ребенка. Мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Отсюда вытекает проблема важности ежеурочных и даже ежеэтапных мотивов работы учащихся.

Психологи утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружаещего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как результате внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях школы. Формирование мотивов – это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Между тем, при овладении иноязычной культурой вовсе не безразлично какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Существует множество современных подходов к проблеме мотивации с выведением культуры на первое место. Один из аспектов – умение ориентироваться в социокультурной сфере страны изучаемого языка. Наиболее интересны в этом плане работы Сафоновой В.В., Пассова Е.И., Кузовлева В.П., Тучковой Т.У. и др.

Представляется правильным выделение трех мотивационных блоков урока:

1)    В начале урока задействуется основной мотив или мотивационная композиция, с которыми логически связаны цели урока.

2)    В конце – мотивационный мост к следующему уроку. Это оперативная и перспективная мотивация.

3)    В продолжении всего урока действует блок мотивационной поддержки. Мотив должен стать той точкой опоры, на которой строится весь урок.

Какие же мотивы движут учеником, изучающим иностранный язык? На основе изучения методических работ вышеназванных авторов и наблюдений за учениками, получается таблица.

Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации:

Виды мотивации,

изучающих английский язык.

Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений.

1.Широкая социальная мотивация.

а) узколичная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Внутренняя мотивация.

 

 

3.Коммуникативная мотивация.

 

 

а)мотиво-познавательная

б)инструментальная

(процессуальная)

 

 

 

4.Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью.

 

а)внутренняя-близкая

1.Каждый образованный должен знать английский язык. (для общего развития; его необходимо знать как самый распространенный в мире).

2.Язык знают мои родители (брат), а я хочу быть как они!

3.Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.

4.Не хочу быть хуже товарищей.

5.Не хочется огорчать уважаемого учителя.

6.Изучаю, так как это обязательно пригодиться в жизни.

7.Нравиться общение в классе на языке.

8.На уроках английского языка интересно.

9.Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь, интернет, современная музыка, видео).

10.Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, учить новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.

1.Без знания английского языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы.

2.Английский язык нравится больше чем русский, так как в нем больше незнакомого и интересного.

3.Предмет нравится из-за учителя.

4.Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни),может стать предметом гордости.

5.Хочу научиться писать письма на английском языке.

6.Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.

7.Хочу переписываться со сверстниками-иностранцами.

8.Нравится, когда мы играем.

9.Мне легко запоминаются английские слова.

10.Нравится учить стихи.

Итак, существует внешняя и несколько разновидностей внутренней мотивации, Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. А для этого необходимо строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом этапе ощущали продвижение к поставленной цели.

Для себя задачу построения мотивационной цепочки я считаю одной из главных.

Очень велика мотивирующая роль оценки ученика. Я имею ввиду не отметку, а оценку взглядом, жестом, словом.

Учитель создает мотивацию своим примером, своей заинтересованностью, любовью к предмету. На мой взгляд, учитель должен быть открыт душой для детей, но в то же время далек от банального популизма, честные и справедливые, держащие дистанцию. Учитель-лидер в процессе познания – авторитет в сферах общения со своими учениками. Не менее важно формирование понимания, что учитель «тоже человек», ему свойственно ошибаться, но он умеет признавать свои ошибки и не претендует на право вещания истины в последней инстанции. Нет более сильного мотивирующего средства, чем положительный пример, интерес учителя к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к диаметрально противоположному результату.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов уроков: уроки-общения, уроки-драматизации, уроки-поэзии, видео-уроки, урок-игра, уроки-тесты. Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвященные праздникам англоязычных стран, конкурсы песен и стихов на языке, инсценировки и др. Школьники, переписывающиеся с иностранцами, имеют повышенный интерес к языку. (Пример: Канада…Нэнси).

Основой успеха в достижении результата при обучении английскому языку, на мой взгляд, является преемственность программ, ,методов, приемов работы в классе по мере его взросления, а также адекватность программ уровню языкового развития учащихся.

По моему глубокому убеждению, изучение иностранных языков на последней стадии школьного образования играет огромную роль, если не главную среди всех учебных предметов, развивающую роль в процессе совершенствования всего комплекса умственных способностей человека.

Самая главная  и трудная задача учителя – сохранить у учащегося интерес к поступательному совершенствованию своих индивидуальных языковых способностей, Общепринятые методические комплексы не всегда идеально подходят для решения этой цели, поэтому приходится обращаться к экспериментальным комплексам.

Активация коммуникативных возможностей ребенка, подготовка его к жизни в обществе – основная цель всех языковых школьных предметов.

Литература.

1. Голубева Э.А.: Способность и  индивидуальность. – М.:Прометей, 1993.

2. Зимняя И.А.: Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

3. Зимняя И.А.: Психология  обучения иностранным языкам в школе. – М.Просвещение, 1991.

4. Сафонова В.В.: Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и  цивилизации.-Воронеж, истоки,1996.

5. Холодная М.А.: Психология интеллекта. – М.-Томск,1997.

Последнее обновление 02.04.13 12:29