ФЕНТЯЖЕВА О.В. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка на I ступени обучения. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 11:03

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка на I ступени обучения.

Фентяжева Ольга Вячеславовна

молодой специалист, МБОУ "Гимназия №30".

 

1.1. Понятие игровой деятельности, ее основные функции.

Игровая деятельность является одним из видов активности человека. Выготский Л. С. определяет игру, как ведущий вид деятельности дошкольника и ребенка младшего школьного возраста. Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое поведение. [Выготский: 342].

По мнению многих методистов и преподавателей английского языка,    игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Как пишут Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. в статье «Ступени общения: от года до 7 лет», игра является уникальным средством ненасильственного обучения детей, поскольку она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, позволяя ему учиться с удовольствием. (цит. по: [Шарафутдинова: 46]).

Использование игры как метода обучения способствует выполнению главных ее функций:

  1. Развлекательно-рекреативная (игра снимает стресс, напряжение, побуждает интерес, воодушевляет);
  2. Коммуникативная (во время игры ученик осваивает диалектику общения);
  3. Функция самореализации (в игре учащийся может проявить свои способности и свою личность);
  4. Терапевтическая (помогает преодолеть трудности, возникающие в других видах жизнедеятельности);
  5. Диагностическая (во многих играх человек действует как бы в экстремальной ситуации, благодаря чему выявляются и проверяются физические, психические, интеллектуальные и моральные ресурсы личности);
  6. Функция коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  7. Интеграционная (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
  8. Функция социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм общества);
  9. Обучающая (развитие учебных умений и навыков);
  10.  Компенсаторная функция (создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы в реальной жизни). [Шмаков: 110].

Многие учителя сходятся во мнении, что благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, мышление, память, воображение, творческие способности. Бутко Г. В. подчеркивает, что обучающие игры действительно помогают снять усталость и напряжение, а также преодолеть языковой и психологический барьеры. Использование игр повышает интерес к изучаемому предмету, позволяет сконцентрировать внимание на овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. [Бутко: 63].

1.2. Виды дидактических игр.

Бутко Г. В. считает, что в зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры. [Бутко: 63]. В своей статье «Обучающие игры на уроках английского языка» Т. М. Шарафутдинова описывает игры, в которые играют учащиеся на уроке: игры для отдыха, игры на развитие внимания, игры на память, догадку, для тренировки письма, игры, направленные на развитие беглости речи, ориентировочных способностей. [Шарафутдинова: 46-50].

Методистами выделено два типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. К первому типу относят следующие виды игр:

  1. Дидактическая игра – вид учебных занятий, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие. Такая игра развивает сосредоточенность, повышает умственную активность детей. Особенность этого вида игры в том, что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание у них непроизвольны;
  2. Подвижная игра, которая создает благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья. Такая игра способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку;
  3. Познавательная игра направлена на получение в ходе игры каких-либо знаний; [Иванцова: 52-53].

К играм со скрытыми правилами относятся сюжетно-ролевые игры, которые в свою очередь делятся на:

  1. Ролевую игру-драматизацию, дающую возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка. Играя, дети могут проявить свою фантазию, развивается их личность, творческие возможности. Они учатся сопереживать, играя различные роли, начинают ориентироваться в отношениях между людьми;
  2. Деловую игру, также предполагающую распределение ролей, и имитирующую упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. [Шмаков: 112].

Иванцова Т. Ю. отмечает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Как считает преподаватель, каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. [Иванцова: 46].

Как пишет Шарафутдинова Т. М. при организации игры многое зависит от эмоциональности учителя с одной стороны, и с другой – от способности вовремя уйти в сторону, если дети являются ведущими в игре. На своих уроках учитель старается создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. [Шарафутдинова: 46].

Современные учителя иностранных языков все чаще используют игры на своих уроках. Игровыми приемами вводится новый материал и отрабатывается уже пройденный. Учителя планируют уроки-игры по домашнему чтению, а также, чтобы проверить страноведческие знания.

Последнее обновление 02.04.13 12:29