СОРОКИНА Н.И. Проблемы преемственности при обучении английскому языку. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 11:07

Проблемы преемственности при обучении английскому языку и пути их решения в системе непрерывного языкового образования (Детский сад-школа-вуз)

Сорокина Наталья Ивановна

учитель высшей квалификационной категории, МБОУ "Гимназия №13"

 

Непрерывное языковое образование можно рассматривать как взаимосвязанный, построенный на преемственности образовательный процесс изучение родного и иностранного языка в системе образовательных учреждений: садов, школ, колледжей, институтов и университетов. От скоординированности действий, от понимания общей цели и единой стратегии языкового образования специалистами данных учреждений зависит эффективность непрерывного языкового образования.

Начнём с раннего обучения иностранному языку.

Говоря о проблемах преемственности детских садов и школ, необходимо сказать о том, что она осуществлялась примерно 15 лет назад. В настоящее время можно констатировать, что есть единичные случаи подготовки детей по английскому языку в дошкольных учреждениях — это «Детский сад № 66» и другие, которые приглашают специалистов со стороны на условиях внешнего совместительства. Однако на курсы по английскому языку не входят дети с дефектом речи, а также дети родителей, нежелающих или неспособных оплачивать курсы обучения. Получается, что в группе из 20-22 детей изучают английский язык всего 10-12 человек.

Следующая проблема заключается в том, что сами воспитатели детских садов не могут дать детям даже начальных знаний по английскому языку, хотя воспитатели - это те же выпускники СМУ или СВГУ, и они изучали английский язык, а на филологическом факультете СВГУ есть отделение по специальности: русский язык, литература и английский язык.

Что же мешает самим детским садам вводить занятия по английскому языку?

Получается, что нет заинтересованности со стороны администрации детских садов, родителей воспитанников. Нет государственного заказа, где преемственность обучению иностранному языку была бы чётко обозначена.

Например, допустим, что «Английская Гимназия» может выступить заказчиком перед каким-либо детским садом. Например, на подготовительном этапе специалисты детских садов осуществляют непрерывное образование английскому языку на месте, в стенах детского сада, то есть дети в детском саду, экономия финансовых средств, времени, составление дошкольным образовательным учреждениям расписания занятий по английскому языку, удобны как для воспитателя детского сада, так и для детей.

Неужели в городе нельзя найти детский сад из такого большого количества детских садов, и на его базе создать экспериментальную площадку — как путь решения проблемы преемственности в обучении английскому языку? Креативный заведующий (заведующая) детского сада, креативный коллектив детского сада, жаждущий эксперимента и думающий о будущем наших детей.

Следующая проблема преемственности – это отсутствие предмета «английский язык» в первом классе. Неужели во всех детских образовательных учреждениях города нельзя ввести английский язык в подготовительных группах для подготовки к школе!?

«Английская Гимназия» - это базовое учебное заведение, которое осуществляет обучение английскому языку, но её на весь город не хватит. Предлагаю на базе Северо-Восточного государственного университета организовать курсы по переподготовке кадров - воспитателей в объеме 250 часов.

Есть родители, мотивированные и заинтересованные, есть школы, которые могут на достаточном уровне обеспечить преподавание английского языка, так как с начальной школы ребёнок уже знает компьютер и с начальной школы, даже с более раннего возраста, приобщён к компьютеру и к изучению английского языка. Заметим, что ребёнок, имея компьютер, уже находится в иностранно-языковой среде - это жизненная необходимость.

Чем раньше ребёнка приобщить к языковой среде, тем он будет более «продвинутым».

Время, финансовые возможности, запросы родителей, запросы общества диктуют более раннее вхождение ребёнка в иностранно-языковую среду.

Исходя из личного педагогического опыта, как учитель английского языка, могу сказать, что занятия по английскому языку являются идеальными, если их проводить в течение 15-20 минут для детей в возрасте от 3 до 6 лет при условии, что у них отсутствует дефект речи.

Необходимо отметить, что изучение иностранного языка в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения образования и как средство развития детей.

Раннее изучение иностранного языка, начиная с детского сада, полезно и доступно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно:

  •  оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
  • стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком;
  • открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми в условиях поликультурного окружения становится все более очевидной.

Преемственность дошкольного и школьного образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников детского сада к школе.

В плане методической преемственности желательно обеспечивать плавный переход с одной ступени обучения на другую. Легче всего это достигается, если на протяжении всего курса обучения английскому языку придерживаться единой стратегии обучения. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы, через использование пособий, форм, методов и приёмов работы, которые последовательно ведут ребёнка от детского сада к начальной школе (активные игровые формы, ролевые игры, физзарядка, стихи, песни, танцы, инсценировки сказок, пословицы и скороговорки, аудиозаписи, видеозаписи, в заключение отчетный концерт для родителей «I Love English!») совместно с музыкальным руководителем.

Проблема организации преемственности обучения также затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Пути решения проблемы преемственности:

1. Необходимо соблюдение условий личностно-ориентированного обучения, которое, в частности, подразумевает различные формы и виды дифференциации обучения, которые актуальны для  начальной школы.

2. Одним из возможных путей решения данного рода дифференцированного обучения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей ценить не столько отметки, сколько знания.

3. Стремиться соблюдать преемственность в языковом образовании, как в структурном, так и в содержательном плане.

4. Обеспечить непрерывное образование по иностранным языкам для тех детей, которые приступили к его изучению до школы. Снижение качества образования происходит, например, из-за уменьшения запланированного количества учебных часов.

5. В плане методической преемственности придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкую формулировку и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней и старшей школе, а также в этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции.

6. Необходимость постоянной методической поддержки учителя иностранного языка, работающего в начальных классах, работа в тесном контакте с психологом, классным руководителем, родителями учащихся.

Таким образом, реальный путь к самообразовательной деятельности при овладении иностранным языкам в стенах школы лежит через формирование готовности учащихся к самообучению иностранному языку, вооружение их приемами и технологией самообучения начиная с первого года обучения.

Преемственность в содержании и формах обучения в средней школе и вузе

Непрерывность и преемственность обучения в системе «школа - вуз» представляет последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания.

Преемственность в обучении находит свое проявление в следующем:

1) в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;

2) в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;

3) в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает их развитие в будущем;

4) в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.

В настоящее время преподаватели вузов озабочены низким уровнем общеобразовательной подготовки студентов. И как следствие обнаруживаются характерные отрицательные тенденции. Первокурсники в общей своей массе недостаточно владеют навыками интеллектуального труда, самостоятельной работы, психологически слабо подготовлены к активной познавательной деятельности, к преодолению естественных трудностей перехода из одной системы образования в другую.

В силу указанных тенденций каждая последующая сфера социальной практики — высшее образование, в частности, - вынуждена осуществлять не свойственную ей функцию: восполнять пробелы предшествующего образования и воспитания.

Решение этой проблемы может быть осуществлено на основе четко налаженного взаимодействия школьного и вузовского образования, и, прежде всего, в обеспечении преемственности, в становлении личности обучающегося, в содержании обучения, в методах и средствах обучения.

Развивающий характер обучения и воспитания, опора на творческую активность личности является главным критерием согласованности и преемственности образовательных стандартов.

К сожалению, разрабатываемые в настоящее время в Российской Федерации общеобразовательные и профессиональные программы различных уровней трудно совместимы. Так, например, в высшей школе при разработке государственного образовательного стандарта развит подход, основанный на структурировании научных знаний, преобразованных затем в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. В общеобразовательной школе делается попытка представить содержание общего среднего образования в виде образовательных областей, в то время как школьный учебный план носит складывающийся десятилетиями дисциплинарный характер, на который и ориентирована высшая школа.

Для практического решения вопроса преемственности государственных образовательных стандартов школьного и вузовского образования необходимо провести научную экспертизу образовательных программ средних образовательных учреждений, опираясь на структуру и содержание образовательно-профессиональных программ высшего образования. Программы обучения в средних образовательных учреждениях должны, возможно, более точно отражать требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают при обучении в вузе, так как сегодня выпускники среднего образовательного учреждения в основном ориентируются на получение высшего образования. Партнерство среднего образовательного учреждения и вуза вижу в решении проблем непрерывности образования с учетом целевых, содержательных и методических различий в их деятельности. Преемственность между школой и вузом предполагает следующие условия:

1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой;

2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;

3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;

4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача зачетов, сессий, защита курсовых проектов, составление бизнес-плана и т.д.);

5) возможность применения различных форм сотрудничества средних образовательных учреждений с вузами (открытие классов, спрофилированных на конкретный вуз, конференции, научно-исследовательская работа и т.п.);

6) обеспечение действенного контроля уровня образовательной подготовки учащихся, степени их готовности к продолжению обучения в высшей школе;

7) согласование учебных программ и учебников, по которым занимаются учащиеся средних образовательных учреждений с содержанием учебных программ и учебников вузов;

8) высокий уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса (педагогами, помещениями, ТСО, финансами и т.д.).

Из практики работы в МФ МГЮА и СВГУ старшим преподавателем, могу отметить, что не каждый выпускник школы способен овладевать программами высшего профессионального образования. Однако, внедрение ЕГЭ, обладающего сильными и слабыми сторонами, отчасти способствует тому, что государственный вуз оказывается бессилен в отборе одаренных студентов. Однако, несмотря на негатив, состояние школьного образования влияет на состояние подготовки будущих специалистов. Преемственность между общим и высшем образованием, на мой взгляд, прослеживается в следующем:

  • привлечение преподавателей высшей школы к работе со способными «одаренными учащимися», проявившим интерес к научной работе; преподаватели вузов являются консультантами по предметам;
  • учащиеся, заинтересовавшиеся научной деятельностью, имеют возможность взаимодействовать с преподавателями высшей школы;
  • конференции школьников являются значительным шагом сотрудничества высшей и средней школы. Отличительной чертой этого процесса является его индивидуализация, образовательность, выражающаяся в выборе предмета и темы исследования, в постановке задач и путей их решения. Всё это направлено на развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

Считаю, что в вузах города Магадана необходимо проводить дни открытых дверей для учащихся выпускных классов, с целью своевременного выбора профессии, с целью вызова интереса к будущей профессии, рекламирования вуза, создания менеджмента.

Данная тема является актуальной в настоящее время, так как изучение иностранных языков, в конечном счете, дает возможность подготовить специалистов в области информационных технологий, эффективно владеющих иностранным языком на уровне, позволяющем им работать в качестве референтов, переводчиков, посредников или непосредственных участников международного и профессионального устно-письменного общения, а для этого необходимо создавать педагогические условия формирования творческой личности, объективность оценивания качества знаний выпускников средних образовательных учреждений, а также совместимость школьных и вузовских учебников.

Предложения:

1) создать благотворительный фонд для ведения занятий по английскому языку в детских садах;

2) подключать волонтеров, студентов-практикантов старших курсов филологического факультета по специальности «Английский язык»;

3) проводить беседы с родителями в подготовительных группах детских садов о необходимости проведения занятий по английскому языку;

4) привлекать к работе спонсоров, меценатов;

5) в вузах ввести спецкурсы по предмету «Английский язык», направленные на подготовку выпускников 11-х классов на определенные специальности, так как ЕГЭ предусматривает одинаковые стандарты для всех учащихся, то есть готовят выпускников для преодоления определенного «порога», рассчитанного на среднестатистического ученика, а некоторые вузы нуждаются в специально ориентированных абитуриентах;

6) продолжить работу в направлении «молодые специалисты - школе».

Последнее обновление 02.04.13 12:29