РУДОМЕТОВА Л.Т. Языковая подготовка будущих специалистов инженеров геологов и горных инженеров. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 11:31
Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файлаПоследнее изменение
Скачать файл (Рудометова Л.Т.pptx)ПрезентацияПо ссылке можно скачать презентацию участника87 Kb01.04.2013 15:40

Языковая подготовка будущих специалистов инженеров геологов и горных инженеров  в неязыковом вузе.

Рудометова Лилия Тарасовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков, СВГУ

 

В последнее время одной из основных целей профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Одним из предметов, изучаемых студентами в вузах является иностранный язык, в процессе овладения которым происходит формирование профессиональной компетентности студентов в целом.

Языковая подготовка будущих специалистов в неязыковом вузе проходит в 2 этапа: 1-ый этап – изучение дисциплины иностранный язык. Данный этап продолжается в течение первых 2-ух лет обучения студентов в вузе и состоит из 4-ёх семестров. 2-ой этап – изучение дисциплины профессиональный иностранный язык, осуществляется на 3-ем году обучения в течение 5-го семестра.

Согласно требованиям к результатам освоения образовательной программы подготовки  специалиста в ФГОС ВПО 130400 – по специальности «Горное дело» от 24.01.2011 г. № 89, 130100 – по специальности «Прикладная геология» от 17.01.2011 г. №62 для дисциплины иностранный язык определены следующие общекультурные компетенции, подлежащие формированию:

ОК-3: умение логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь;

ОК-16: понимание многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры и искусства, средств и способов культурных коммуникаций;

ОК-21: владение одним из иностранных языков для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на профессиональном (элементарном) уровне.

Для дисциплины профессиональный иностранный язык также определен ряд общекультурных компетенций, подлежащих формированию, а именно:

ОК-5: умение вести переговоры, устанавливать контакты, устранять (урегулировать) конфликты интересов;

ОК-9: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Для специальности «Прикладная геология» добавлена профессиональная компетенция ПК-2, которая заключается в готовности выпускника самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе  в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Рассмотрим этапы изучения дисциплин иностранный язык и профессиональный язык в неязыковом вузе подробнее.

В рамках 1 этапа дисциплины иностранный язык, студенты получают общие сведения об иностранном языке (правила чтения, грамматика, лексический минимум в рамках тем общего характера).

На данном этапе также происходит формирование  общекультурной компетенции, которая заключается в развитии мотивированного интереса у студентов к поликультурному мировому пространству, особенностям национальных культур, духовно-нравственным основам жизни, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, стратегиям профессиональной карьеры.

В рамках 1 этапа также формируются информационная и коммуникативная компетенции. Первая компетенция заключается в освоении студентом современных информационных технологий. Вторая компетенция состоит в овладении студентом эффективными способами социального взаимодействия, способствующими его профессиональной успешности в будущем.

Также на 1 этапе студенты получают начальные элементарные сведения из области будущей профессиональной деятельности.

На 2 этапе обучения, в процессе изучения дисциплины профессиональный иностранный язык студенты получают информацию об основах видов чтения, ориентированного на чтение газет и литературы по специальности. Также студенты  узнают о лексических, стилистических и грамматических особенностях научно-технического перевода.

Кроме этого, будущие специалисты получают сведения основ аннотирования и реферирования текстов по специальности.

На данном этапе изучения дисциплины, студенты продолжают работать со  словарями, в том числе электронными, совершенствуют свои навыки в подборе значения слов.

В рамках 2 этапа обучения, студенты также получают сведения этикета делового общения, совершенствуются в составлении диалогов профессиональной направленности, осваивают навыки написания резюме.

Таким образом, в процессе обучения в вузе у студентов происходит формирование общекультурных и профессиональных компетенций, посредствам изучения различных предметов, иностранного языка в частности. Языковая подготовка в неязыковом вузе происходит таким образом, чтобы помочь будущему специалисту усвоить именно те знания иностранного языка, которыми он впоследствии мог бы пользоваться, выполняя свою профессиональную деятельность на высоком уровне.

 

Библиография:

1. Рудомётова Л.Т. Возможности формирования профессиональных компетенций  средствами учебного предмета (иностранный язык) // Университеты России в диалоге со Временем: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. с междунар. Участием (г. Магадан, 23-24 ноября 2010 г.). – Магадан: Изд-во СВГУ, 2011. –  с. 244-247.

2. Рудомётова Л.Т. Научно-методические рекомендации по применению модели формирования иноязычной компетентности студентов // Идеи, гипотезы, поиск …: сборник статей по материалам научн. конф. аспирантов, соискателей и молодых исследователей Северо-Восточного государственного университета (вып. XIX). – Магадан: СВГУ, 2012. – c. 29-32.

3.  ФГОС ВПО 130100 – по специальности «Прикладная геология» от 17.01.2011 г. №62.

4. ФГОС ВПО 130400 – по специальности «Горное дело» от 24.01.2011 г. № 89.

Последнее обновление 02.04.13 12:30