КРАШЕНИННИКОВ А.Е. Методические основы курса по выбору «Лирика раннего немецкого экспрессионизма». PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 12:03

Методические основы курса по выбору «Лирика раннего немецкого экспрессионизма».

Крашенинников Андрей Евгеньевич

к.фил.н., доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Магаданского филиала РГГУ

 

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") утверждён приказом № 46 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года (с изменениями от 17 июня 2011 года).

Одной из важнейших профессиональных задач, которые должен научиться решать будущий бакалавр, является культурно-просветительская деятельность. В этой области педагогической деятельности, помимо изучения, формирования и реализации потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской работе, мы считаем не менее важной развитую компетенцию у бакалавра по организации культурного пространства. Это тем более важно, если мы имеем в виду направление подготовки 050100.62 с профилями, связанными с иностранными языками (например: «немецкий и английский языки»): рука об руку с изучением иностранных языков идёт знакомство с другими культурами, а это обязательным образом влияет на углубление и расширение собственного культурного пространства.

В этой связи было бы уместным предложить студентам филологического факультета Северо-Восточного государственного университета курс по выбору «Лирика раннего немецкого экспрессионизма» (мы полагаем, что этот курс мог бы заинтересовать студентов не только профиля «немецкий и английский языки», но и «английский и немецкий языки» и «русский язык и литература»).

Немецкий (немецкоязычный) экспрессионизм представляет собой одно из значительных явлений мировой литературы и культуры. Безусловно, что в той или иной степени он изучается в рамках различных теоретических курсов (например, «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» (Б.3.В.2.) и др.), так как без понимания этого феномена трудно представить себе будущего бакалавра данного профиля. При этом возможность более подробного его изучения в рамках предполагаемого нами курса позволит студентам не только углубить свой филологический кругозор, но и в определённой мере определиться со своими будущими научными предпочтениями, которые могут реализоваться в квалификационной работе или же на стадии обучения в магистратуре.

Курс «Лирика раннего немецкого экспрессионизма», как мы полагаем, будет направлен на развитие у будущего бакалавра следующих компетенций: способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2). В области культурно-просветительской деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9); в области научно-исследовательской деятельности: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

При разработке содержания курса «Лирика раннего немецкого экспрессионизма» мы опираемся на работы Н. С. Павловой и Н. В. Пестовой (и в первую очередь на её учебное пособие «Немецкий литературный экспрессионизм»), а также «Энциклопедический словарь экспрессионизма». Мы также учитываем при разработке содержательной части курса и другие современные исследования, указанные нами после текста нашей статьи, а также используем результаты собственных исследований.

 

Литература

  1. Крашенинников А. Е. Система образов в поэзии немецкого экспрессионизма (постановка проблемы) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – № 4 (2). – 2009. – С. 162-166.
  2. Микрина Е. А. Параллелизм как смыслообразующий элемент поэзии Георга Гейма // Диалог культур – культура диалога: Сборник в честь 70-летия Н. С. Павловой. – М.: РГГУ, 2002. – С. 236-248.
  3. Микрина Е. А. Структура образа в поэзии раннего немецкого экспрессионизма: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: РГГУ, 2001. – 25 с.
  4. Павлова Н.С. Экспрессионизм // История немецкой литературы. – Т. 4. – М.: Наука, 1968. – С. 536-564.
  5. Павлова Н.С. Экспрессионизм. Драма личности // Зарубежная литература XX в. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 182-194.
  6. Пестова Н. В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Изд. 2-ое, доп. и исправл. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: УГПУ, 2002. – 463 с.
  7. Пестова Н. В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие по зарубежной литературе: первая четверть XX века. – Екатеринбург: УГПУ, 2004. – 336 с.
  8. Швец Т. П. Образы «крика» и «маски» как один из наиболее ярких выразителей темы катастрофы в искусстве немецкого экспрессионизма // Germanistische Studien : Сборник научных трудов кафедры немецкой филологии / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Вып. 4. – С. 93-103.
  9. Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 736 с.
Последнее обновление 02.04.13 12:31