КАПАЕВА А.Е. Комплекс профессионально-развивающих задач. Печать
Статьи 2013 (раздел)
01.04.13 14:46
Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файлаПоследнее изменение
Скачать файл (Капаева А.Е.pptx)ПрезентацияПо ссылке можно скачать презентацию участника133 Kb01.04.2013 15:41

Комплекс профессионально-развивающих задач как средство формирования методической компетенции бакалавров педагогического образования.

Капаева Анжелика Евгеньевна

доцент кафедры англ.яз. СВГУ

В новой парадигме образования предпочтение отдается компетентностному подходу. Необходимость перехода на компетентностный формат образования вызвана международными тенденциями в сфере образования и современными требованиями рынка труда. Проблеме компетентностного подхода посвящены публикации А.В. Хуторского, Дж. Равен, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеер и других авторов. Основные трактовки понятия «компетентность» приведены в таблице 1.

Таблица 1. Дефиниции понятия «компетенция»

Автор

Определение

Хуторской А. В.

Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Равен Дж.

Состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые относятся скорее к когнитивной сфере, а другие к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения

Ожегов С.И.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области

Словарь иностранных слов

Компетентный – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо

Зимняя И. А.

Актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество.

 

В настоящее время очевидна тенденция введения компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования. В связи с этим разрабатывается описание структурных характеристик, единиц содержания образования. Одной из таких характеристик является понятие «профессиональная компетентность специалиста».

Нельзя не согласиться с В. Н. Макаровой в том, что «подготовка педагогов – особая область профессиональной подготовки, так как педагогическое образование является системообразующим ядром единого образовательного пространства»[3,31].

Несомненно, подготовка учителя ИЯ, как и любого другого педагога, предполагает формирование профессионально-педагогическая компетентности, исследование которой является  одним из главных направлений деятельности ряда ученых (Э. Г. Азимов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Н. Макарова, А. К. Маркова, В. Н. Введенский, А. В. Хуторской, В. А. Сластенин, Е. Н. Соловова и др.). Профессиональная компетентность педагога определяется в исследованиях как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, регламентируемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. В практике образования профессиональная компетентность часто рассматривается как результат формирования набора компетенций.

 Набор компетенций, формируемых у будущих учителей ИЯ, определен новыми образовательными стандартами. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавра по направлению «Педагогическое  образование» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) включают формирование компетенций в соответствии с областью профессиональной деятельности, к которой относят образование, социальную сферу, культуру. В связи с этим выпускник должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Анализ исследований структуры профессиональной компетентности будущего учителя ИЯ (И. А. Зимняя,  Н.В. Языкова, Э. Г. Азимов, Е. Н. Соловова и др.) показал отсутствие единого мнения. Тем не менее, большинство исследователей отмечают методическую компетенцию как основополагающую. Основные трактовки понятия «методическая компетенция» приведены в таблице 2.

Таблица 2.  Дефиниции понятия «методическая компетенция»

Автор

Определение

Красикова Е.

Методическая компетенция формируется как синтез знаний (психолого-педагогических, социальных, общеобразовательных), умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных), навыков творческой педагогической деятельности необходимых преподавателю для проектирования собственной технологии обучения учеников, конструирования логики учебного и воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления.

Зубков А. Л.

 

Педагогическая компетентность, обеспечивающая способность распознавать и решать методические задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности учителя; её структура предопределена методической культурой, методическим мышлением, методическим творчеством и мобильностью учителя.

Кузьмина Н.В.

Методическая компетентность включает три компонента: профессиональные знания, профессиональные умения, личностные качества, которые обеспечиваются дидактическими, организационно-аналитическими и личностными особенностями педагога.

Языкова Н. В.

Методическая компетенция – это интегративное свойство личности учителя ИЯ, определяющее его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения ИЯ, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции, образованием, воспитанием и развитием учащихся.

 

Обобщая данные понятия, методическая компетенция предполагает набор определенных знаний, преимущественно в области методики, развитие психических процессов (методического мышления, воображения, прогнозирования, творчества и др.), личностных качеств позволяющих эффективно решать методические задачи в профессиональной сфере.

Одним из средств формирования методической компетенции может быть учебно-методическое пособие «Комплекс профессионально-развивающих задач», разработанный на базе СВГУ и являющийся частью образовательной программы по дисциплине «Теория и методика преподавания ИЯ в школе».

Содержание пособия включает изучение как теоретических, так и практических основ методики. Изучение и усвоение теоретического материала начинается с лекции.  Структура пособия позволяет студенту подготовиться к восприятию  лекции, актуализировать уже имеющиеся знания и опыт, дает ориентировочную основу учебным действиям и представление об основных вопросах изучения и обсуждения. Каждый  тематический блок включает:

задания на усвоение теоретического материала

практические задания.

Задания на усвоение теории представлены в виде вопросов, таблиц, схем. Формат таблиц, схем позволяет проанализировать, систематизировать и обобщить теоретический материал, изложить его компактно для последующего использования при обсуждении на семинаре или решении практических задач.

Умение фиксировать информацию схематично и считывать ее в дальнейшем – одно из наиболее актуальных  и составляет информационную компетенцию, развитие которой востребовано в современном  информационном обществе. «Информация и способность ее быстро получать, эффективно обрабатывать и адекватно использовать является залогом успеха в любой профессиональной карьере» [4,8]. Обработка и оценка информации – сложное комплексное умение, которым далеко не все студенты обладают, и которое, как следствие, требует целенаправленного формирования. Работа с таблицами и схемами на лекции ведет к осознанному, а не механическому восприятию лекционного материала. Завершение заполнения таблиц и схем дополнительным материалом, полученным в результате самостоятельного поиска при подготовке к семинару позволит  оценить и структурировать всю информацию, качественно усвоить ее для дальнейшего использования при решении методических задач.

Приведем приметы заданий в формате таблиц и схем [2].

Назовите методы исследования в современной методике. Раскройте сущность как основных, так и вспомогательных методов. Заполните таблицу 3.

Таблица 3

Методы исследования

Сущность методов

Основные:

изучение литературных источников

изучение положительного опыта передовых учителей

 

Вспомогательные:

анкетирование

тестирование

 

 

2. Проанализируйте основные понятия по теме. Заполните таблицу 6. Дайте определения, наиболее полно отражающие их суть, обоснуйте эти определения, опираясь на мнения различных авторов.

Понятия по теме

Социокультурное обучение, культура; лингвокультурология; лингвострановедение; речевая культура; субкультура; диалог культур;; национальные реалии; фоновая лексика; социокультурные умения; социокультурные знания; межкультурное общение, межкультурная компетенция; аккультурация; языковая картина мира; языковая личность;  вторичная языковая личность

Таблица 6

Понятие

Ф. И. О. ученого-методиста

Определение

Социокультурное обучение

 

 

Культура

 

 

 

 

Рассмотрите различные точки зрения на компоненты содержания обучения. Опишите классификацию Г. В. Роговой и заполните таблицу 4.

Таблица 4

Компоненты содержания обучения ИЯ

Характеристика

лингвистический

 

психологический

 

методологический

 

Закончите схему 1.

Схема 1

Изучение развития методической мысли в стране и за рубежом предполагает чтение статей из специальных, профессиональных журналов. Ознакомление со статьями является обязательным заданием на усвоение теории, так как это позволяет студенту быть в  курсе современных тенденций в методике преподавания ИЯ, а также способствует формированию информационной компетенции. Для наиболее эффективного овладения информацией для студентов предложен следующий алгоритм 

Алгоритм действий по работе над статьями

Изучив предлагаемый список статей, определите, какие из них раскрывают вопросы заданий.

Просмотрите статью и определите:

ее основную мысль

доводы автора

примеры, иллюстрирующие точку зрения автора

цель статьи

новизну материала

теоретическую и практическую значимость

Подумайте, с какими мыслями автора можно согласиться, а какие опровергнуть. Приведите свои аргументы.

Отметьте, как точка зрения автора отличается от уже известных Вам взглядов.

Подумайте, как материал статьи можно использовать на практике.

Практические задания  разработаны с целью  применения  теоретического материала на практике, т.е. формирование таких составляющих компетенции как «уметь» и «владеть».  Задания  представлены в виде учебных методических задач.

В процессе профессиональной деятельности учитель сталкивается с двумя типами методических задач: при планировании урока и в ходе него. Методические задачи при планировании урока – это противоречие между известными способами действия и реальной учебной ситуацией. Их решение заключается в выборе одного или системы известных способов действия в результате анализа факторов учебной ситуации. Методические задачи в ходе урока – это противоречие между запланированной системой действий и реальным ходом учебного процесса. Решение этих задач заключается в комбинировании известных способов действий или создании новых, не использованных ранее приемов.  

 

Перечислить и описать все проблемные ситуации в деятельности учителя не представляется возможным, поэтому целесообразно включить в процесс обучения учебно-методические задачи, которые отображали бы типичную проблемную ситуацию, моделирующую реальный процесс обучения ИЯ, создающую предпосылки для переноса способов решения задач в естественные условия школьного обучения. Учебно-методические задачи позволяют сформировать у студентов общий подход к решению проблемных ситуаций, умение учитывать и анализировать условия, определять и применять действенные способы решения.

В учебно-методическое пособие «Комплекс профессионально-развивающих задач» включены следующие типы учебно-методических задач:

стереотипные - предполагают знание алгоритма действий. Проблемная ситуация в таких задачах отображает положительный опыт учителя и может быть опорой для выбора собственных методических действий в последующей педагогической деятельности. В процессе решения этих задач происходит конкретизация методических понятий, что приводит к осмысленному усвоению.

диагностические - предполагают как выбор решения из предложенных вариантов, так и принятие, в результате анализа,  собственного решения. В процессе решения этих задач происходят анализ проблемной ситуации на основе методических знаний, выбор решения и его аргументация.

эвристические - предполагают способ решения, который студенту неизвестен, ему необходимо самому определить проблему, сформулировать ее и предложить свое решение. В процессе решения этих задач проявляется оригинальность мышления, развивается гибкость методического мышления и активизируется творчество студентов.

Приведем примеры практических заданий [2].  

Восстановите стадии формирования произносительных навыков в правильной последовательности.

Дифференцировка-осознание.

Восприятие.

Интонационное комбинирование.

Имитация.

Звуковое комбинирование.

Распределите и организуйте в правильной методической последовательности действия учителя по видам работы.

Виды работы  

Организаторские действия учителя

Презентация фонетического материала

Организация имитативных упражнений, подготовка учащихся к восприятию, организация работы над интонацией, показ функционирования фонетического явления в речи, организация репродуктивных упражнений, пояснение-инструкция, контроль понимания, организация работы над логическим ударением, использование опор-подкреплений

Автоматизация фонетического навыка

Определите правильность формулировки задач урока в плане урока. Предложите свою формулировку.

Обучить восприятию речи на слух, сформировать лексический навык.

Проконтролировать выполнение домашнего задания.

Сформировать навык говорения, чтения.

Закрепление употребления «Present simple» в речи.

Тренировка общих вопросов.

Активизировать лексику.

Повторить грамматический материал.

Выберите один из учебников, по которому осуществляется обучение ИЯ в школах. Проанализируйте учебник. Заполните таблицу 7.

Таблица 7

Способность реализовать требования Госстандарта

Опора на принципы обучения

Соответствие требованиям к учебнику

Структура

Содержание

достижение целей

общедидактические

системность и комплектность

разделы

тексты

методические

учет этапов обучения

упражнения

преемственность материалов

 

оформление

 

 

 

Подготовьте и проведите фонетическую зарядку в целях совершенст­вования произносительных навыков на базе выбранного УМК.

Фрагмент урока по проведению фонетической зарядки

Практическая задача:

Средства обучения:

Оформление доски:

Ход урока

Этап

Действия учителя

Действия учащихся

мотивировка

 

 

корректировка

 

 

тренировка

 

 

Таким образом, в данной статье  мы попытались  продемонстрировать возможности использования учебно-методического пособия «Комплекс профессионально-развивающих задач в качестве средства формирования методической компетенции как составляющей профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования, будущего учителя ИЯ.

 

Литература

Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека// Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 4мая

Капаева, А. Е. Комплекс профессионально-развивающих задач. – Магадан: СВГУ, 2010. – 79 c.

Макарова, В.Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Образование и общество.– 2009. – № 1. – С. 29.

Соловова, Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

Языкова, Л.З. , Макеева, С. Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка// Иностр. яз. в шк. – 2012. – № 7. – С. 2.

Последнее обновление 02.04.13 12:32