ПИН О.Л., ПОДЧАССКАЯ Е.С. Реализация компетентностного подхода при обучении английскому языку. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
02.04.13 12:35

Реализация компетентностного подхода при обучении английскому языку посредством метода исследовательской деятельности.

 Пин Ольга Леонидовна, Подчасская Елена Сергеевна

ГБОУ гимназия №61, Санкт-Петербург, Россия

 

По ряду причин  в практике современной школы постепенно увеличивается удельный вес различных нетрадиционных форм обучения и, в частности, исследовательской деятельности, предоставляющей возможность ребёнку заниматься тем, что ему действительно интересно.

Исследовательская работа дает возможности для реализации широчайшего спектра межпредметных связей (литература + история; литература + иностранный язык; физика + математика; биология + история; биология + география; математика + литература; любой предмет + информационные технологии (подготовка презентаций, Интернет - сайтов и т.д.) и многие другие) - недаром такие работы и готовятся часто под руководством двух преподавателей.

В процессе подготовки исследования ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться справочным аппаратом(словари, справочники, энциклопедии, учебные пособия и т.д.), грамотно распределять время при выполнении объемного долгосрочного задания, получают представление о структуре, содержании исследовательской работы и алгоритме ее выполнения - т. е. как раз решаются задачи подготовки к реальному будущему (пусть даже столь недалекому, как обучение в ВУЗе) и совершенствования навыков работы с источниками информации.

Помимо этого, исследовательская деятельность - одна из форм работы на портфолио старшеклассника, способ реализации накопительной системы оценивания. Хотя, говоря об этом, приходится с сожалением отметить, что ВУЗы сегодня, на наш взгляд, явно недостаточно ценят абитуриентов, имеющих даже весьма успешный опыт исследовательской деятельности (как, например победы на фестивалях городского и Всероссийского уровня) - а это не может не сказываться отрицательно на мотивации, особенно у выпускников.

 И, наконец, последнее, но возможно самое важное: исследовательская работа в корне перестраивает отношения «учитель - ученик». При самых успешных попытках учителя создать на уроке благоприятную психологическую атмосферу и раскрепостить каждого учащегося, все равно полноценных личных отношений не возникнет до тех пор, пока не появится поле индивидуального взаимодействия учителя с конкретным учеником. Для ребенка, выполняющего исследовательскую работу, учитель оказывается не «тем, кто объясняет (пусть и очень интересно), новый материал, проверяет его усвоение и ставит за это отметки», а старшим коллегой, под руководством которого проходит личный процесс познания в рамках избранной темы. Такая ситуация сотворчества приносит не только новые права, но и новую ответственность. Увидев, что его идеи всерьез рассматриваются и принимаются, юный исследователь со временем научится относиться к ним более ответственно. Но произойдет это лишь при условии реального, не показного уважения и доверия преподавателя. Безусловно, необходимо пристально наблюдать за ходом работы учащегося, но при этом принципиально важно, чтобы никакая часть работы, ни один вывод или элемент пункта плана не были авторитарно навязаны преподавателем. Это должна быть от начала до конца его собственная работа, написанная под руководством и с помощью старшего коллеги.

При разговоре о тематике исследовательских работ, необходимо выделить несколько направлений:

-    исследовательская работа по любому предмету, написанная на иностранном языке. В этом случае язык выступает просто как механизм передачи информации. Такая работа, как правило, защищается не на кафедре иностранного языка, а на кафедре смежной дисциплины.

-    работа страноведческого содержания, реализующая межпредметную связь с такими дисциплинами, как история (знаменитые люди страны изучаемого языка), география (специфика природно-климатических условий), культурология (особенности национального характера, вопросы этикета), архитектура (достопримечательности) и другие.

-    опыт перевода с русского языка на иностранный или с иностранного на русский, снабженный теоретическим комментарием.

-    попытка филологического исследования по вопросам перевода; рассмотрение таких явлений в языке, как пословицы, поговорки, устойчивые выражения и другие. Собственно лингвистическая работа.

-    исследование творчества того или иного иноязычного автора или отдельного произведения, особенностей его перевода, взаимосвязи творческого роста и событий биографии.

Выбор темы конкретной исследовательской работы конкретного учащегося-всегда двухсторонний творческий процесс. Учитель может предложить ряд тем, и, в свою очередь, учащиеся придумывают и выбирают тематику своей работы.

Так, ребятами были предложены темы «Мифы, легенды и предания англоязычных стран», «Жизнь и творчество Дж. Г. Байрона», «Природные явления», «Здоровый образ жизни», «Влияние творчества А.С. Пушкина на истоки русского корнесловия», «Моё любимое слово на иностранном языке», «Особенности билингвистического и монолингвистического словаря», «Английский язык от Шекспира до Осборна (исторический обзор)» и др.

Иногда уже в ходе написания работы тема несколько переосмысляется, открывается (причем чаще автору, чем руководителю) под иным углом зрения и вследствие этого переформулируется или редактируется.

Следующий вопрос, которого хотелось бы коснуться, это баланс различных форм работы при подготовке исследования. Самоочевидно, что достаточно велик будет удельный вес индивидуальной работы с преподавателем (планирование структуры работы, содержания конкретных глав, корректировка языковых ошибок) и домашней самостоятельной работы учащегося. Однако, как нам кажется, полезно использовать также и групповые консультации для всех, пишущих под руководством одного педагога, посвященные различным общим вопросам

Процесс непосредственного выполнения исследовательской работы зависит от многих факторов, таких как, уровень подготовки учащихся, степень заинтересованности, наличие или отсутствие свободного времени, информационных резурсов и др. и может потребовать достаточно длительный промежуток времени (обычно от недели до месяца, а то и более)

Защита работы может происходить в виде устного доклада, презентации, диалога-полилога, газеты, видеоролика и др. и является итоговым этапом, подчёркивающим завершение исследования.

При этом следует отметить важность рефлексии, показывающей активность аудитории и восприятие полученной информации слушателями.

Таким образом, использование различных методов, в том числе, и метода исследовательской деятельности, помогает в полной мере реализовать компетентностный подход при обучении английскому языку с формированием гармонично развитых личностей, способных адаптироваться к реальным условиям жизни.