ПИН О.Л. Проблема возраста при изучении иностранного языка. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
02.04.13 13:34

Проблема возраста при изучении иностранного языка.

Пин Ольга Леонидовна

ГБОУ гимназия №61, Санкт-Петербург, Россия

 

В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, какой этап возрастного развития наиболее благоприятен для начала изучения ино­странного языка.

Прежде всего, необходимо отметить, что развитие речи на втором языке очень тесно с общим уровнем развития речи. На доречевом этапе происходит усвоение ребенком языка как способа выражения ментальности, формирование первичных основ мировоззрения на основе лексической системы языка /процессы, изучаемые психолингвистикой/. Использование иностранного языка для общения с ребенком на этом этапе приводит не только и не столько к глубокому знанию иностранного, сколько к иска­жениям, сдвигам в ментальности ребенка, что может иметь непредсказуе­мые последствия. И это подтверждается опытом: два Ленинградских профессора - лингвиста, находившиеся в браке, в течение первого года жизни общались со своим новорожденным только на английском языке; младенец рос исключительно на иностранных песенках и потешках. И, несмотря на то, что впоследствии ребенок естественно познакомился с русским языком и свободно владел им, сдвиг произошел именно на уровне ментальности. Ребенок так и не воспринял до конца систему ценностей, свойственную носителям русского языка; так и не смог, в частности, построить нормальные взаимоотношения с одноклассниками.

Раннее детство /1 – 3 года/ - период активного освоения речи на родном языке /речь является одним из новообразований этого возраста/. В этот период, одновременно с продолжающимся обогащением словаря за счет активного слушания речи старших, начинаются первые попытки самого ребенка выразить  просьбы, отношение к происходящему и т.п. при помощи второй знаковой системы. Вначале это могут быть отдельные слова, а затем постепенно усложняющиеся предложения. В этот период ребенок еще недостаточно "освоился" со своим родным языком, в силу чего обучение иностранному может привести к их смешению - что не только значительно затруднит общение, но и отрицательно скажется на становлении мировоззрения.

Дошкольный возраст /3 – 7 лет/ - период в отношении языкового разви­тия характерен активным освоением лингвистического пространства, проявляющимся в первую очередь в форме словотворчества /как это ярко иллюстрирует исследование Чуковского "От 2 до 5"/. На этом этапе ребенок уже в достаточной для бытового общения мере владеет речью на родном языке, и в то же время механизмы подражательного усвоения языка еще достаточно активны. Сочетание этих факторов делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для первого знакомства с иностранным языком. На этом этапе целесообраз­нее организовывать освоение языка "по материнскому способу", предпола­гающему главенство устной речи, семантизацию лексики беспереводным способом с использованием реальных предметов или их изображений, под­ражательность, основанную на расширенном языковом пространстве /т.е. ребенок должен как можно больше слушать живую речь на изуча­емом языке/ и коммуникативную направленность. Инсценировки хорошо знакомых сказок на иностранном языке, книжки с картинками, богатая иллюстративная и предметная наглядность и т.п. являются наиболее эффективными средствами языкового развития на этом этапе. Основная задача педагога - познакомить ребенка с языковым строем иностранного языка и, опираясь на механизм подражания, начать формирование навыков продуктивной языковой деятельности. Основой является устная речь, в силу того, что несформированность абстрактного мышления затрудняет освоение звукобуквенных соответствий. Впрочем, имеется опыт обучения чтению на иностранном языке и детей 5-6 лет. В этом случае очень важно показать ребенку букву как графический образ конкретного звука. Современный методист Л.В.Левченко вводит понятия "голос буквы" и "имя буквы", помогающие примирить в сознании ребенка звуковые соответствия одной буквы в открытом и закрытом слоге. Таким образом, в дошкольном возрасте уже можно начинать систематическое ознакомление с иностранным языком. С учетом сензитивного периода развития речи начало работы над ино­странным языком в дошкольном детстве можно считать наиболее целесо­образным.

Младший школьный возраст /7 – 11 лет./ Однако в настоящее время процент детей, начинающих изучение иностранного языка в дошкольном возрасте, относительно мал. Большинство из них знакомятся с языком на уроках в младшем школьном возрасте, когда сенситивный период развития речи уже закончился. Здесь главной задачей учителя является все-таки активизация еще сохраняющихся механизмов освоения языка. Этому спо­собствует большое количество ролевых игр, используемых, как правило, на этапе закрепления лексического и грамматического материала. При ознакомлении с грамматическими структурами наиболее целесообразно использовать кинестетический канал восприятия - построение учащимися грамматических схем из раздаточного материала, лепку из пластилина и т.п. Лексический материал по-прежнему дается беспереводным способом с использованием реальных предметов и их изображений /в силу наглядно - предметного и наглядно - образного мышления ребенка/. Укрепление моторики руки по сравнению с предыдущим этапом облегчает работу по становлению навыков письма. По-прежнему наиболее эффективным методом становления звукобуквенного соответствия остается понимание буквы как графического образа звука. Сохраняется также главенство устной речи, т.к. абстрактное мышление по-прежнему не сформировано. Если освоение языка в младшем школьном возрасте продолжается, учи­тель уже имеет возможность уделить больше внимания совершенствованию навыков письма и чтения, первичное становление которых произошло в дошкольном возрасте. Самое важное, чтобы обучение носило деятель­ный характер, все знания и навыки должны закрепляться в процессе языковой работы. Важно иметь ввиду, что в младшем школьном возрасте учение является ведущей деятельностью. Поэтому важно на всех уроках /в т.ч. и иностранного языка/ работать над развитием обще­учебных умений: составлять план, контролировать свою работу, исправ­лять собственные ошибки; над интериоризацией умственных действий. В связи с тем, что в этом возрасте формируется произвольность психических процессов, учитель должен, опираясь на непроизвольное внимание, память, мышление и т.д., формировать их произвольность, работать над становлением волевого усилия. Дозировка волевого усилия должна быть разумна и с медицинской и  с психо­логической точки зрения.

Подростковый возраст /13 – 15 лет./ Как правило, в этой возрасте ребята продолжают освоение иностранного языка, что несколько облегчает задачу учителя. Поскольку начинается становление абстрактного мышле­ния, учитель уже может и должен шире использовать вместо предметной наглядности элементы знаковой системы: схематизация, обобщение, составление планов ответа по определенной теме и т.д. В связи с тем, что ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, больший удельный вес в процессе обучения приобретает ролевая игра. Достаточно высокий уровень уже полученных знаний позволяет проводить очень интересные с содержательной стороны ролевые игры на базе изученных лексических и грамматических тем. Одной из целей психологического развития в этом возрасте является освоение взрослых социальных ролей, и ролевая игра на уроках иностранного языка способствует достижению этой цели и становлению самосознания. В тех редких случаях, когда ребенок 11 лет только начинает изучение языка, /с 5 кл./, внимание тоже должно быть сконцентрировано на ролевой игре, /хотя, конечно, она будет совсем другого уровня, чем у продолжающих обучение школьников/ в связи с ее коммуникативной и социальной значимостью. Но в обучении уже должны присутствовать в большем количестве элементы абстрагирования: составление схем, плана работы; приучение к самоанализу и самоконтролю. Абстрактное мышление облегчает освоение звукобуквенного соответствия, т.к., по сути, буква является абстрагированием звука. Вместе с тем очень большое значение имеет мотивирование учащихся на изуче­ние иностранного языка, использование личностно-значимого для каж­дого учащегося материала: поскольку именно в этом возрасте, как правило, возникают школьные дезадаптации и пропадает желание ходить в школу.

Старший школьный возраст /15 – 18 лет/ Возраст личностного и профессионального самоопределения. На этом этапе уже сформировано абстракт­ное мышление, что позволяет базировать обучение на схемах и словесно-логических выкладках. Для тех, кто начал изучать иностранный язык с дошкольного и младшего школьного возраста, это уже возраст обобщения и систематизации ранее полученных знаний, в связи с чем основным видом языковой деятельности является продуктивная монологическая и диалогическая речь, грамотная с лексической, грамматической и фоне­тической точки зрения. На этом этапе для совершенствования продуктив­ных языковых навыков целесообразно использовать общение с носителями языка. Наиболее активны в освоении языка будут те дети, которые включили его в свою профессиональную сферу /планирующие заниматься лингвистикой, компьютерными технологиями, международными отношениями т.д./; тех же, кто избрал не связанную с языком профессию, нецелесо­образно заставлять уделять языку много времени, если сам ученик не проявляет интереса. В дальнейшем совершенствование языковых навыков может происходить бесконечно.

Таким образом, анализ речевого и общего развития на разных возрастных уровнях, с учетом сензитивного периода развития речи /2 - 5 лет/ позволяет сделать вывод, что наиболее благоприятным воз­растом для начала обучения иностранному языку является середина дошкольного возраста /возраст около 5 лет/.