ЦЫКУНОВА А.О. Использование ИКТ на уроках английского языка. Компьютерное тестирование. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
02.04.13 15:23

Использование ИКТ на уроках английского языка. Компьютерное тестирование.

Цыкунова Анна Османовна

МАОУ «Гимназия (английская)» (Россия, г. Магадан)

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных средств обучения, и, в частности, целесообразность использования компьютеров на уроках английского языка. Автор подчеркивает, что компьютеры являются уникальным средством реализации целей обучения и различных дидактических задач и приводит конкретные примеры как и при помощи каких программ можно реализовать эти цели и задачи в школе, оптимизируя учебный процесс. Автор также рассматривает проблемы использования компьютерных технологий для контроля уровня сформированности речевых навыков и умений. 

Ключевые слова: информационно-коммуникационный, компьютер, компьютерные программы, обучение английскому языку, компьютерное тестирование, обучающий тест. 

Annotation. In the article it has been considered the possibilities of application of informative – communicative means of education and the expediency of using computers at English lessons in particular. The author emphasizes that computers are the unique means of realization of educational objectives and various didactic aims and gives specific examples to illustrate the way how and with the help of which programs all these objectives and aims can be realized at school. The author also touches upon the problems of using computer technologies to control the development of speech skills.

Key words: informative – communicative, computer, computer programs, English language teaching, computer testing, teaching test.

 

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки. Поэтому очень важным мне представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Инновационно-коммуникационные технологии, такие как Интернет и другие телекоммуникационные средства в последние годы получают все большее распространение и находят широкое применение в области обучения иностранному языку. 

Выделяют следующие сферы использования телекоммуникационных средств в процессе обучения английскому языку:

1) в качестве средства поиска информации и доступа к знаниям;

2) в качестве новой формы коммуникации на иностранном языке, позволяющей передавать не только письменные тексты, но и изображения (гипертексты), а также озвучивать послания;

3) как средства овладения письмом и письменной речью;

4) как средства контроля уровня сформированности речевых навыков и умений;

5) как инструмента организации дистанционного обучения. 

Компьютерные коммуникации обеспечивают оперативную передачу любой информации, хранение больших объемов информации, интерактивность, широкий доступ к источникам информации, реализацию коллективных проектов. Исключительные возможности в процессе обучения английскому Интернет предоставляет для формирования умений чтения и письменной речи, а точнее для овладения средствами общения в письменной форме. 

На своих уроках я использую возможности и ресурсы Интернета в основном для следующих целей:

  • для включения материалов сети в содержание урока;
  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом, при подготовке к конференциям;
  • для самостоятельного изучения, углубления изучаемого языка, ликвидации пробелов в знаниях;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче экзамена;

Работа в так называемом чате также одно из самых любимых занятий у детей любого возраста. Интерес к общению в чатах просто огромен, и, конечно, использование этой технологии на уроке обладает мощнейшим мотивационным фактором.  Мне удалось внедрить эту коммуникационную технологию на уроках на базе программ Vypress Messenger v3.0 и Lancer Chat. 

Эту программу можно использовать в самых разнообразных формах работы на уроке. Например, учащиеся получают задание перевести письменно предложение с русского на английский. Они выполняют задание в этой программе, где можно работать в режиме, когда учащиеся не видят варианты переводов друг друга, а учитель видит все, и когда выполненные задания в реальном времени отсылаются к учителю на компьютер. Затем все варианты переводов можно сделать видимыми для всех и учитель может сразу исправить ошибки, или попросить учеников самих найти ошибки и откорректировать переводы. 

С точки зрения классификации технических средств обучения (ТСО) персональный компьютер (ПК) относится к многоканальным средствам результативного типа и входит в группу электронных или автоматизированных средств обучения. Компьютер является наиболее «развитым» средством в ряду других электронных устройств, используемых при обучении  английскому языку, и также является средством коммуникации. 

Дидактическими преимуществами ПК по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие возможных режимов и организационных форм работы. При этом необходимо принимать во внимание не только все разнообразие компьютерных средств, которые могут применяться в обучении, но и возможности варьирования режимов их использования (индивидуальная самостоятельная работа за ПК, коллективная работа в локальных компьютерных сетях, групповая работа в сети и т.д.). 

Существует достаточно обширный перечень функций преподавателя иностранного языка, реализуемых средствами компьютера, среди которых выделю следующие:

  • коммуникативную;
  • организационно-стимулирующую;
  • информативную;
  • тренировочную;
  • управляющую;
  • контролирующе-коррегирующую. 

При реализации организационно-стимулирующей функции преподавателя компьютер используется для создания аутентичных, коммуникативно ориентированных ситуаций общения и обучения языку, что реализуется в симулятивных и моделирующих компьютерных обучающих программах (КОП). В них компьютер выступает в качестве стимула коммуникации.

В симулятивно-моделирующих КОП, относящихся к разряду «интерактивного видео», воссоздаются экстралингвистические факторы ситуации общения, имитируется языковая атмосфера, что также стимулирует процесс общения учащихся между собой. Примером может служить программа «Профессор Хиггинс», в которой с помощью богатого иллюстративного материала моделируются различные ситуации общения. 

Что касается информативной функции, понятно, что основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы. Информативная функция преподавателя peaлизуется в виде отдельных модулей компьютерных обучающих программ. Практически любая КОП включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Эти программы я использую для презентации нового грамматического материала.

Одним из активно развивающихся и перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам является использование компьютерных технологий для контроля уровня сформированности речевых навыков и умений, таким образом помогая преподавателю реализовать контролирующе-коррегирующую функцию. 

Компьютерное тестирование дает возможность интегрировать в тестовых заданиях текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, а также полностью автоматизировать процесс проведения контрольного измерения. Компьютерное тестирование позволяет:

  • быстро и объективно обрабатывать вводимую информацию, что освобождает учителя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
  • обеспечивать оперативную обратную связь, которая дает возможность испытуемому постоянно и незамедлительно получать подкрепление правильности ответа, а преподавателю осуществлять поэтапный или пооперационный контроль действий тестируемого;
  • повышать мотивацию тестируемого, поскольку при работе с компьютерной программой присутствует элемент необычности, схожий с игровой ситуацией, появляется дух состязательности с компьютером;
  • значительно экономить время и затраты на организацию и проведение тестирования. 

Итак, рассматривая контролирующе-коррегирующую функцию ПК, я применяю его для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности, что дает следующие преимущества:

  • реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля;
  • осуществление сильной обратной связи;
  • воплощение требования максимальной объективности контроля;
  • сокращение временных затрат на проведение контроля;
  • освобождение от трудоемкой работы по обработке результатов контроля. 

Я использую КОП (компьютерные обучающие программы), которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций:

1)  принятие и распознавание ответа обучаемого;

2)  анализ и определение правильности ответа;

3) запоминание результата и/или сообщение о нем обучаемому

4) немедленное выставление итоговой оценки путем сравнения количества правильных ответов со шкалой оценок, заложенной в память ПК для контролируемых параметров. Примером может послужить компьютерная программа «Экзаменатор» и тест по теме «Герундий. Причастия I и II», разработанный мной на базе программы “Testbuilder”, часто используемой мною для создания тестов (рис. 1 – 3). 

Рис.1111

 

Рис. 2222  

Рис. 3333

 

На своих интерактивных уроках я также использую тесты, например для контроля лексики, которые я создаю, используя систему тестирования, разработанную на базе Microsoft Excel. Например, лексический тест по теме «Выражение эмоций» (рис. 4 – 5).

 

Рис. 44

Рис. 55

 

При выполнении этих тестов учащиеся сразу после окончания теста получают оценку, а затем на экран каждого компьютера выводятся  правильные варианты ответов и дети проводят анализ своих ошибок (рис. 6 – 7).

 

Рис. 66

Рис. 77 

Все чаще находят применение тесты, как упражнения, предназначаемые для овладения учащимися тем или иным языковым материалом и/или отдельными речевыми умениями. В соответствии с этим существует термин teaching test - «обучающий тест». Данным термином целесообразно воспользоваться при противопоставлении тестов этого назначения контролирующим тестам. Такое противопоставление в настоящее время совершенно необходимо, поскольку в современном учебном процессе тесты - даже при том ограничении заданий, которые мы предлагаем относить к тестам, - отчетливо выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хотя внешне очень схожи.

Само собой разумеется, что указанное противопоставление, как и во всех других случаях, носит условный характер, поскольку почти всякий контроль обучает, а любое упражнение/задание (одна из форм реализации обучения и учения) предполагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и другие упражнения/задания, различаются по их доминирующей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его; в то время как цель обучающих тестов -  обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью, и контроль их выполнения выступает для учителя как средство управления этим процессом. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Для обучающего теста типичны многократное повторение одной и той же единицы, противопоставление её другим единицам по разным признакам, помещение её в положение то искомой, то отвергаемой, многократное выполнение одного и того же теста (для достижения нужной скорости узнавания) и т. д. Это свидетельствует о том, что использование компьютерных тестов в практике преподавания оправдано.

Компьютер значительно убыстряет работу на уроке: проверку тестов, работу над ошибками. Дети лучше запоминают правильные варианты, если они тут же наглядно их видят и могут сравнить со своими ответами. Работа с компьютерами помогает мне повышать мотивацию обучения учащихся. Сравнивая результаты успеваемости за последние три года, я наблюдаю значительный рост качества обученности учащихся в группах, в которых я наиболее часто применяю информационные технологии на уроках. Особенный скачок произошёл в одиннадцатых классах, когда я стала применять информационные технологии на факультативе по английскому языку для подготовки к экзамену ЕГЭ по английскому языку для одиннадцатых классов. Программа факультатива разработана на основе программ "Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия – 2008", "Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия – 2009", "Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ. Английский язык. Бука-софт". Многообразие тестовых заданий по английскому языку и возможность мониторинга знаний помогает мне выявлять и устранять слабые места у учащихся в понимании предмета. Тренировка в выполнении этих тестовых заданий позволяет мне вырабатывать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ. Эти программы воссоздают настоящую экзаменационную атмосферу и помогают отработать навыки прохождения тестирования. Они также позволяют провести индивидуальную работу над ошибками и помогают контролировать результаты тестирования. Хотя и существует момент угадывания результата или варианта ответа и тогда это не отрабатывается при работе над ошибками, но при выполнении достаточно большого объёма подобных тестов и заданий проводится корректировка данной проблемы. После выполнения очередного варианта теста результаты каждого учащегося сохраняются в программе и можно отследить динамику успеваемости и повышения качества выполнения тестов у большинства учащихся. Использование информационных технологий, в частности обучающих компьютерных программ, значительно повышают качество обучения и процент успеваемости. 

Анализ данных по качеству обученности учащихся позволил мне заключить, что использование информационных технологий, в частности обучающих компьютерных тестовых программ, значительно повышают качество обучения и процент успеваемости. Итак, компьютерное тестирование наряду с обучением является сегодня одним из основных методов новой информационной технологии повышения и  оценки уровня владения иностранным языком. 

Исходя из опыта моей работы, могу констатировать следующее. Новейшие информационно-коммуникационные технологии в обучении позволяют активнее использовать мировой научный и образовательный потенциал при обучении школьников английскому языку. Можно с уверенностью утверждать, что такие мультимедийные средства обучения иностранным языкам, как компьютеры являются мощнейшим средством мотивации обучения и они должны стать привычным инструментом на уроках английского языка. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами, которые я также стараюсь задействовать как можно чаще. Однако, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно - предметная среда, всё-таки первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач, и он даёт ещё больше возможностей оптимизировать учебный процесс.  

 

Библиография.

  1. Интернет в гуманитарном образовании. / Под ред. Полат Е.С. – М.: 2000.
  2. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: 2003.
  3. Протасеня Е. П., Штеменко Ю. С. компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ, 1997, № 3, стр. 36-39.
  4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: 1994.
  5. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранным языкам./Под ред. Ляховицкого М. В. – Киев: 1989.
  6. Ушакова  С. В.  Компьютер на уроках английского языка. // ИЯШ, 1997, № 5, стр. 41-42.
  7. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ, 2002, № 2, стр. 43-47.
  8. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М.: 1981.
Последнее обновление 02.04.13 15:37