ЛАЩЕНКО А.В. Роль регионального компонента в формировании социокультурной компетенции. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
04.04.13 10:07
Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файлаПоследнее изменение
Скачать файл (Лащенко А.В.pptx)ПрезентацияПо ссылке можно скачать презентацию участника1900 Kb04.04.2013 11:15

Роль регионального компонента в формировании социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Лащенко Анна Васильевна

учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской

 

В связи с расширением границ общения в современном мире, особое внимание уделяется формированию социокультурной компетенции учащихся - увеличению объёма знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствованию умения строить своё языковое и неязыковое поведение адекватно этой специфике, формированию умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Целесообразно развивать эти умения в рамках внедрения национально-регионального компонента, что также диктуется нормами и требованиями Государственного Образовательного Стандарта общего образования.

Ключевые слова: социокультурная компетенция,  региональный компонент, коммуникативные умения, межкультурная коммуникация, компетенции, общедидактические принципы, частнодидактические принципы, учебно-методический комплекс.

В современной методике преподавания языков под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие «обучение языкам» постепенно вытесняется новым понятием - «обучение языку и культуре», в том числе культуре межличностного общения субъектов, принадлежащих к различным культурам. В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях, о своей малой Родине.

В сегодняшних условиях школьного образования требуется принципиально новая позиция, заключающаяся в подготовке выпускника средней школы, обладающего такими качествами личности, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, конкурентоспособность, желание и способность к самообразованию и самосовершенствованию, развитию творческого потенциала. Все эти отличительные для нашего времени  изменения в характере современного образования нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации современного образования. Они, по сути, означают процесс смены образовательной парадигмы - с парадигмы результата образования («ЗУН») на образование, основанное на компетенциях (competence-basededucation - по Н. Хомскому).

Качественно новые цели и задачи современной общеобразовательной школы формируют новое содержание образования, которое в условиях диверсификации школьного образования ориентировано на три основных компонента: федеральный, региональный, школьный.

Одним из возможных направлений повышения эффективности учебного процесса, и развития в нём личности, может быть реализация регионального компонента в ходе поурочно- и внеклассно- проектной деятельности при обучении английскому языку. Включение регионального компонента в процесс обучения английскому языку предполагает отбор содержания, методов, средств и форм обучения с учётом социально-экономической, культурной, исторической, этнической специфики региона.

Региональный компонент предусматривает возможность введения в образовательный процесс содержания, связанного с традициями и культурой региона, историческими событиями, географическими особенностями и т.д. через систему уроков, факультативных занятий, практикумов, элективных курсов и т.п. Прежде всего, это предметы естественно-научного цикла - физика, химия, биология, экология, география и т.д. Что же касается предметной области «английский язык», то в ней этот аспект обучения практически не реализован. В современной школе в условиях сокращения часов на изучение английского языка сложилась тенденция рассматривать английский язык только как средство приобщения к культуре стран изучаемого языка. Вследствие этого учащиеся часто испытывают затруднения при передаче информации на английском языке, связанной с родной региональной культурой и особенностями региона их проживания, а также в процессе реальной коммуникации, когда они не способны раскрывать и транслировать их своеобразие, сделать их достоянием мировой культуры. Поэтому, в условиях культурного многообразия общего контекста обучения английскому языку в средней школе встаёт задача сформировать у учащихся коммуникативные умения, обеспечивающие использование английского языка как языка межнационального общения, и в конечном результате сформировать социокультурную компетенцию иноязычного общения для взаимного культурного обогащения.

На сегодняшний день проблема обучения английскому языку с использованием регионального компонента всё ещё остаётся малоразработанной. В связи с этим становятся очевидными противоречия:

  • между имеющимся резервом дидактических и воспитательных возможностей английского языка как учебного предмета при условии реализации регионального компонента и недостаточным использованием этих  возможностей в учебно- воспитательном процессе средней школы;
  • между наличием научно-технических разработок в образовательной области «педагогика» в условиях средней школы и отсутствием научных разработок по реализации регионального компонента в теории и практике преподавания иностранного (английского) языка в условиях средней школы;
  • между необходимостью применения современных образовательных методов и недостаточной разработанностью путей их использования при реализации регионального компонента в средней школе в процессе изучения английского языка.

Реализация регионального компонента  в процессе формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку будет эффективной, если:

  • Обеспечить взаимодействие всех видов речевой деятельности учащихся  на уроке с опорой на региональный компонент: чтение-говорение-аудирование-письмо;
  • Учесть специфику преподаваемого предмета «английский язык» и региональные особенности проживания учащихся для разработки методики обучения в условиях средней школы;
  • Разработать методику, реализующую региональный компонент на основе единого учебно-методического комплекса по изучению Колымского региона, Магаданской области, г. Магадана на английском языке для учащихся 9-11 классов средней школы, включающую совокупность оптимальных форм, методов и приёмов организации образовательного процесса.

Под реализацией регионального компонента при обучении английскому языку учащихся средней школы понимается процесс обучения, предполагающий отбор содержания, методов, средств и форм обучения с учётом социально-экономической, исторической, культурной и этнической специфики нашего региона и внесения на этой основе изменений в содержание учебной программы, позволяющих учащимся максимально овладеть необходимым материалом на английском языке.

Методика реализации регионального компонента должна основываться на общедидактических – сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя; систематичности и последовательности; наглядности; доступности и посильности; учёта возрастных особенностей учащихся – и частнодидактических (региональной направленности, проектирования, интегративности, технологичности, рефлексии) принципах обучения английскому языку, а также на использовании видов проектной деятельности: учебно – практической (основанной на актуализации знаний и жизненного опыта учащихся при решении практического вопроса) и творческо-исследовательской (основанной на актуализации знаний, умений и навыков, сформированных в процессе исследования и приводящей к творческому решению социально-значимой проблемы).

Таким образом, в основу методики, реализующей региональный компонент, должен быть положен учебно-методический комплекс, состоящий из методического пособия, практикума по формированию навыков чтения и устной речи, рабочей тетради учащегося и книги для учителя, а также такие формы как: диалог, полилог, индивидуальная и групповая работа, интегрированный урок, урок-спектакль, урок-лекция, урок-защита реферата, экскурсия или урок-экскурсия, деловая игра, презентация, квэст, урок-защита проекта; а также такие методы как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский - что способствует эффективности обучения, более быстрому и качественному формированию социокультурной компетенции, неотъемлемой частью которой является региональный компонент.

Библиография.

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. – М, Просвещение, 2000
  2. Пассов Е.И.  Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур»,  М, Просвещение,2000
  3. «Проект государственного образовательного стандарта по иностранному языку», электронный ресурс – http://rapidsteps.com/en/ru/topic/614
  4. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, Истоки,1996