ЗАНЧЕКО Ю.А. Обучение коммуникативной грамматике английского языка на среднем этапе обучения. PDF Печать E-mail
Статьи 2013 (раздел)
11.04.13 12:06
Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файлаПоследнее изменение
Скачать файл (Занченко Ю.А.pptx)ПрезентацияПо ссылке можно скачать презентацию участника130 Kb11.04.2013 12:07

Обучение коммуникативной грамматике английского языка на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе.

 Занченко Юлия Александровна

молодой специалист, МБОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской»

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с методологическими основами обучения коммуникативной грамматике, которая в последнее время интенсивно разрабатывается в нашей стране и за рубежом.  Коммуникативная грамматика направлена на приобретение коммуникативных навыков и учит выражать свои мысли и эмоции, используя грамматические структуры. Разнообразные коммуникативные задания позволяют повысить мотивацию, расширяют экспрессивные возможности речи и придают естественность высказываниям учащихся в учебных условиях. 

Грамматика на протяжении многих лет считалась и считается наиболее сложным аспектом в обучении ИЯ. Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими правилами и бесконечным числом исключений. Усиливается тенденция негативного отношения учащихся к грамматике, что сказывается отрицательно на их коммуникативной компетенции. Кроме того, наиболее трудным этапом в формировании грамматического навыка является этап его применения в речевой деятельности. Несмотря на многочисленные теоретические и практические исследования данной проблемы таких ученых, как Ж.Л. Витлина, Н.И. Гез,  Г.А. Китайгородской, Е.А. Маслыко, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, результаты формирования грамматического навыка оставляют желать лучшего, что делает исследование обучения грамматике актуальным. 

Одним из выходов при сложившейся ситуации рассматривается включение коммуникативной грамматики в процесс обучения английскому языку в школе. Существуют разные точки зрения о роли коммуникативной грамматики. Одни методисты считают, что она представляет собой «низший» вариант грамматической нормы, что оказывает пагубное воздействие на языковое воспитание, в то время как другие признают необходимость обучать коммуникативной грамматике, которая сделает речь учащихся более естественной. Даже если КГ и включена в процесс обучения ИЯ, то возникает проблема разработки подхода к ее обучению, который помог бы сократить этап применения грамматики в речевой деятельности по времени и сделать его более эффективным. 

В результате анализа основных теоретических моделей компонентного состава коммуникативной компетенции можно заключить, что грамматическая сторона речи является одним из важнейших компонентов лингвистической компетенции, которая влияет на формирование и развитие всех других компетенций. 

Изучение вопроса о роли грамматики, ее месте в истории обучения языкам, предпосылках к разработке коммуникативного направления привело к выводу, что роль грамматики остается доминирующей, но современные требования к обучению ИЯ диктуют необходимость включения КГ, которая отвечает практическим (коммуникативным) целям обучения грамматическому строю языка. Так под КГ, согласно Мильруд, подразумевается успешное участие в устно-речевом общении при владении грамматическими явлениями, составляющими активный грамматический минимум. 

Учитывая неоднозначное отношение некоторых методистов и учителей ИЯ к обучению КГ, были рассмотрены основные характеристики КГ и НГ в сравнении: 

Разговорный вариант

Нормативный вариант

- See you later!

- I will see you some time later.

- Want it?

- Do you want it?

- Need one?

- Do you need one?

- Talk to you some other time.

- I will talk to you some other time.

- For here or to go?

- Do you like to eat your sandwich here in the shop or will you take it with you?

- Paper or plastic?

- Do you want your purchase packed in a paper or plastic bag?

Представленный пример позволяет увидеть основные отличия грамматик, а именно – упрощенная стратегия высказывания, естественность реплик, неполные грамматические структуры, отсутствия вспомогательных глаголов. Видно, что упрощенная стратегия высказываний в типичном контексте целесообразнее и естественнее, чем использование полного грамматического варианта высказывания.

Определив целесообразность включения КГ в процесс обучения ИЯ, возникает проблема разработки подхода к ее обучению. Выделяя традиционно два основных подхода к грамматике – эксплицитный и имплицитный, наиболее эффективным при обучении КГ является эксплицитный подход, реализуемый индуктивным методом, при котором учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление.

Практическая направленность работы основывается на характеристике современного учебно-методического комплекта В. П. Кузовлева, его особенностях с точки зрения обучения грамматической стороне речи. В результате анализа данного УМК В. П. Кузовлева на предмет обучения грамматике, можно заключить, что процесс овладения грамматической стороной речи происходит в условиях обучения нормативной грамматике параллельно с коммуникативной, посредством эксплицитного подхода, реализуемого индуктивным методом. Результаты представлены в процентах в виде диаграмм по степени встречаемости  каждого вида упражнения: 

000

Из полученных диаграмм видно, что в процентном соотношении большинство упражнений являются речевыми 58%, остальные 42% составляют условно-речевые упражнения.  Самые частотные - подстановочные упражнения (21%), проектные работы (20%), ролевые игры (16%).

Обобщение опыта учителя ИЯ показало, что, не смотря на достаточную вариативность упражнений в учебнике, разнообразным видам групповой и парной работ уделялось мало внимания. Вследствие этого, ученики испытывали трудность при выражении собственного мнения, затруднялись в ответах на проблемные вопросы.

В ходе наблюдения за учебным процессом, стало очевидным, учащиеся усваивали грамматику  только эксплицитно, то есть обращались к правилам, заучивали грамматические структуры, что ограничивало возможность формирования у учащихся устных речевых навыков и умений.

Проведенное анкетирование учащихся в одной из школ показало то, что, к сожалению, к обучению грамматической стороне речи 9 из 15 учащихся  испытывают негативное отношение. Грамматические явления воспринимаются учениками как нечто обособленное от собственно акта коммуникации. 10 из 15 учеников ответили, что грамматика трудна в восприятии, а грамматические конструкции увеличивают время формирования  высказывания.

Анализ УМК, обобщение опыта учителя, наблюдение за учебным процессом, анкетирование, беседы с учащимися показали, что в учебном процессе необходимо использовать другой подход к обучению грамматике, а также дополнительные упражнения на обучение КГ.

Эксплицитный подход, реализуемый индуктивным методом показал свою эффективность в обучении КГ в ходе педагогической практики. Достижения таких результатов происходили посредством дополнительных упражнений. 

Прежде всего, важно показать учащимся, что для организации диалогических высказываний возможно и целесообразно использовать элементарные грамматические конструкции.

- Tasty soup. – Вкусный суп.

               - Very tasty. – Очень вкусный.

 - Saw you yesterday. – Видел тебя вчера.

               - And so what! – Ну и что?

Для наглядного способа ознакомления с КГ в сравнении с НГ, учащимся были предложены два варианта одного диалога как упражнение трансформации разговорной формы диалога в нормативную и наоборот.  

Разговорный вариант

Нормативный вариант

 - See you later!

- I will see you some time later.

 - Want it?

 - Do you want it?

- Need one?

- Do you need one?

- Talk to you some other time.

- I will talk to you some other time.

 - For here or to go?

- Do you like to eat your sandwich here in the shop or will you take it with you?

- Paper or plastic?

- Do you want your purchase packed in a paper or plastic bag?

Разновидностью этой работы может быть диалог, в котором в речи у одного учащегося используются реплики разговорного варианта, а у другого – фразы нормативной грамматики.

При бучении КГ приоритет отдается ролевой игре, которая снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся. Основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их личный жизненный опыт.

Разработанные оптимальные типы и виды упражнений и используемый при этом индуктивный метод эксплицитного подхода были апробированы на практике и доказали свою эффективность тем, что позволили сократить время перехода грамматического навыка в коммуникативное умение, и сделали этот переход наиболее эффективным. Сократилось количество ошибок, этап применения нового грамматического материала в речи стало занимать от 1 до 2 уроков.

 

Библиография

  1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 2.
  2. Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4.
  3. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 2.
  4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 372 с.
  5. Пассов, Е.И. коммуникативный метод обучения иноязычному
    говорению / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
  6. Колкер, Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2001. - 253 с.