СЛОБОДИНА Т.И. Научно-практическая конференция в контексте... Печать
Статьи 2013 (раздел)
16.04.13 10:02

Научно-практическая конференция в контексте профессионального совершенствования преподавателя иностранного языка.

Слободина Татьяна Ивановна

доцент кафедры иностранных языков, СВГУ

 

Аннотация. Автор рассматривает различные форматы профессионального общения преподавателей иностранных языков и интерпретирует научно-практическую конференцию как оптимальную форму организации такого общения и, в конечном счете, профессионального совершенствования преподавателей.

Ключевые слова:  преподаватель иностранного языка, профессиональное совершенствование, научно-практическая конференция, профессиональное общение

 

В современную эпоху, которая характеризуется расширением экономической интеграции и усилением позиций Российской Федерации и в мировом сообществе, происходит размывание границ информационного пространства за счет широкомасштабного внедрения и постоянного обновления и усовершенствования информационно-коммуникационных технологий. Следствием этих процессов является настоятельная потребность российского общества в квалифицированных специалистах, владеющих минимум одним из мировых языков на уровне, позволяющем успешно решать личностно и профессионально значимые задачи.

Проблема качества обучения иностранному языку стоит сегодня как нельзя более остро. Однако повсеместное внедрение в практику обучения современных информационно-коммуникационных технологий, от дисплейного и компьютерного классов до Интернет-лаборатории и интерактивной доски, не решает ее полностью, поскольку «не сама технология, но то, как ее применяют педагоги, может изменить качество обучения» [Bush & Terry, 1997]. Поэтому  профессиональная компетентность учителя/преподавателя ИЯ в современном образовании, с присущими последнему парадигмальными изменениями, продолжает оставаться одним из важнейших факторов повышения качества и успешности обучения.

Профессиональная компетентность преподавателя ИЯ является производной системы его непрерывной профессиональной подготовки, которая, как нам представляется, включает в себя следующие этапы:

  • этап профессиональной ориентации
  • этап профессионального обучения
  • этап профессиональной социализации
  • этап профессионального совершенствования.

В отличие от предыдущих этапов непрерывной профессиональной подготовки педагога, последний – этап профессионального совершенствования – не ограничен по временной протяженности. Он характеризуется постоянной работой над профессиональными компетенциями и их содержанием. Другое отличие этого этапа от предыдущих – безусловное преобладание внутренней мотивации, когда основной побудительной и движущей силой в профессиональном саморазвитии становится потребность самого педагога в профессиональном совершенствовании.

В организационном плане на этапе профессионального совершенствования возможен формат обучения без отрыва и с отрывом от основной деятельности; однако не следует считать, что один формат исключает другой. Напротив, по мнению исследователей [Kolb et al., 1979; Waters, 2005 и др.], оба формата составляют синергетическое единство – «цикл опытного обучения» [Kolb et al., 1979], в котором взаимно усиливаются и дополняют друг друга. Таким образом, содержание профессионального совершенствования преподавателя ИЯ на этом этапе представляет собой динамическое взаимодействие «гипотетического и опытного знания» [Waters, 2005].

Курсовое обучение в любом формате представляет собой организованную форму повышения квалификации педагога, которая, при всех ее неоднократно подтвержденных достоинствах, страдает рядом существенных недостатков; наиболее значимый из них – пунктирность, когда интервал между прохождением курсов составляет 5 лет. Поэтому можно утверждать, что в системе непрерывного профессионального совершенствования учителя/преподавателя ИЯ особенно важны формы работы без отрыва от основной деятельности, обеспечивающие непрерывность этого процесса. К ним следует отнести:

  • самообразование, т.е. постоянное изучение актуальных теоретических материалов и практических разработок
  • независимые исследования, т.е. критический анализ собственной профессиональной деятельности и целенаправленный научный поиск решений возникающих проблем
  • профессиональное общение, т.е. квалифицированный обмен профессионально значимой информацией,  мнениями, идеями, решениями и опытом с коллегами.

Из необходимости самообразования и независимых исследований закономерно проистекает необходимость профессионального общения; последнее предполагает равноправный обмен профессионально значимой информацией и «обратную связь». Профессиональное общение направлено на интериоризацию, т.е. глубинное осмысление, профессионально значимой информации не только на личностном уровне, но и внутри референтной группы.

Традиционно результаты самообразования и независимых исследований педагога представляются в формате выступлений на МО различного уровня и педсоветах, а также в виде обобщения опыта. Строго говоря, однако, профессиональное  общение как равноправный обмен коммуникантов информацией, идеями и опытом в этих форматах отсутствует – в т.ч. и потому, что подобные мероприятия обычно хронологически ограничены двумя-тремя часами.

Ограничения традиционного профессионального общения сегодня преодолеваются за счет разнообразного применения Интернет-технологий, благодаря которым педагог получает возможность выбирать как «ближний круг», так и формы и режим взаимодействия внутри него. Современные коммуникационные технологии (электронная почта, Скайп и т.п.) значительно расширяют границы общения внутри активного педагогического сообщества, обеспечивая отсроченное научно-педагогическое общение в формате рассылок, форумов и групп по интересам, в то время как чаты и Skype позволяют общаться в реальном времени. Привычной формой научно-педагогического общения стали сегодня электронные журналы, электронные дневники (блоги) и профессиональные сообщества учителей ИЯ, работающих с тем или иным УМК. 

Формой же организации реального, неотсроченного, многостороннего и разнообразного научно-исследовательского общения является предметная научно-практическая конференция, т.е. мероприятие, в ходе которого исследователи-практики представляют и обсуждают свои работы. Дистанционное проведение научно-практических конференций практически полностью размывает границы научно-педагогического пространства, в котором функционирует педагог.

В настоящее время предметные научно-практические конференции проводятся в двух основных форматах: очном (часто с возможностью заочного участия, предполагающей стендовый доклад и/или публикацию в сборнике тезисов/материалов конференции) либо заочном (online); в этом случае доклады/презентации участников публикуются на Интернет-сайте конференции и обсуждаются в течение определенного времени в режиме форума, обеспечивающем оперативную обратную связь корреспондентов с авторами работ. В настоящее время традиционный очный и online формат проведения конференций дополнены т.н. форматом видеоконференций, который позволяет с помощью Интернета и специального программного обеспечения соединять аудитории, находящиеся в разных точках земного шара, в одну – виртуальную – в режиме реального времени. Однако этот формат, при всех его достоинствах, имеет весьма существенный недостаток: проведение международных и даже национальных видеоконференций может быть затруднено различием временных поясов.

С учетом вышеизложенного, наиболее реальным в плане осуществления нам представляется смешанный формат проведения предметной научно-практической конференции, в котором научно-педагогическое общение лингвистов-практиков в режиме реального времени сочетается с технологически обеспеченным отсроченным. Научно-практическая конференция смешанного типа предполагает комбинацию реального и виртуального компонентов во всех видах деятельности ее участников - презентационной, дискуссионной и издательской деятельности, что с максимальной эффективностью позволяет реализовать предоставляемые таким образом возможности научно-профессионального общения преподавателей ИЯ: возможности информационного обмена, «обратной связи», расширения круга профессионального общения и установления и поддержания профессиональных контактов и связей, т.е. того, что жизненно важно вдумчиво и творчески работающему лингвисту-практику для непрерывного совершенствования профессиональной подготовки.

 

Библиография.

  1. Bush, M.D., & R.M. Terry (eds.). 1997. Technology-enhanced Language Learning. Lincolnwood, IL: National Textbook Co.
  2. Kolb, D. A., Rubin, I.M., and McIntyre, J.M (1979), Organizational Psychology, A Book of Readings. 3rd ed. New Jersey: Prentice Hall.
  3. Waters, A. 2005. Expertise in Teacher Education. In: Johnson, K. (ed.) Language Learning and Teaching. New York, NY: Palgrave – Macmillan. Pp. 214-218.