ДЕМЬЯНЧЕНКО И.В. Пространственно-предметный компонент... Печать
Статьи 2013 (раздел)
17.04.13 11:20

Пространственно-предметный компонент  - одно из условий модернизации современной школьной языковой среды образования.
Демьянченко Ирина Викторовна
Учитель английского языка, МБОУ «Гимназия №13»

 

Эффективность усвоения знаний зависит от того насколько учителю удается выбрать наиболее адекватные приемы объяснения, тренировки и контроля изучаемого материала и включить в процесс обучения реальную иноязычную среду.  Технология, учитывающая все факторы и дающая возможность выбора наиболее эффективных  приемов и средств обучения – это проектирование образовательной среды.
Образовательная среда представляет собой совокупность четырех компонентов:
Субъекты образовательного процесса
Социальный компонент
Пространственно-предметный компонент
Технологический компонент.
В пространственно-предметный компонент включается аудитория/класс, техническое  оснащение, а также демонстрационные  (настенные и электронные) и  печатные пособия, т.е. материальное содержание обучения.
Высокие технологии постепенно меняют сам принцип подачи и усвоения материала.
В нашей школе кабинеты  оснащены компьютерами, проекторами и интерактивными досками, телевизорами, аудио и видеотехникой.
На уроках я использую мультимедийный проектор, позволяющий доходчиво, на визуальных примерах, объяснить учебный материал.
Использование компьютера позволяет производить накопление объемного материала по различным темам, тесты, тексты, упражнения, картинки, презентации.
Экран или интерактивная доска
Использование экрана/телевизора, подключенного к компьютеру учителя в классе, или интерактивной доски заменяет все традиционные технические средства обучения ИЯ. Так, с их помощью  можно предъявлять новый языковой материал в цифровом виде, устраивать просмотры видеоматериалов и прослушивание аудиозаписи. Данные приспособления имеют также большие преимущества перед обычной классной доской. Они позволяют выходить в Интернет, например, чтобы обратиться к онлайн-словарю или справочно-поисковым системам; учебный материал, представленный в электронном виде, как правило, более нагляден и интересен для учащихся, что способствует росту их мотивации.
Экран или интерактивная доска могут использоваться учащимися для презентации своих проектных работ. Кроме того, они могут применяться при отработке того или иного языкового материала в упражнениях: например, учащийся выбирает вариант ответа, остальные учащиеся соглашаются или не соглашаются с ним, и затем на экране всплывает правильный ответ.
Несколько компьютеров в классе
Если урок АЯ проходит в классе, оснащенном несколькими компьютерами, то это преимущество также может быть использовано в процессе обучения. Такие классы прекрасно подходят для проектной и любой другой работы, предполагающей учебное сотрудничество и деление учащихся на группы. В старших классах несколько учащихся, сидящих за одним компьютером, могут также заниматься совместным языковым анализом и выработкой тактики подготовки к ЕГЭ (например, ресурс Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку).
Отметим, что для подобной формы работы учащимся потребуются наушники, которые позволят каждому учащемуся прослушивать аудиотекст или просматривать видеоролик в индивидуальном режиме (с паузами, перемотками и т.д.) столько раз, сколько ему будет необходимо.
Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Интерактивнные доски существенно упрощают подачу и восприятие материала. А этот материал, в свою очередь, часто берется из глобальной сети. Интернет стал необходимым образовательным ресурсом для  учащихся и удобным инструментом для учителя.
Работа с мультимедийными приложениями используется мной при объяснении нового материала, на обобщающих уроках, в качестве тренажеров при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы включают такие ресурсы, как: иллюстрации, рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или просто текст. Эти материалы по сути являются современным воплощением традиционных средств обучения таких, как: видеофильмы, плакаты, постеры с таблицами и другой наглядный материал, который мог размещен на доске или стенах в классе.
Как правило, демонстрационные материалы представляют собой статичную картинку или последовательность таких картинок (например, презентация в Power Point).
 К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики.
Основная функция таких учебных материалов - наглядно-иллюстративная, они используются, как правило, на этапе презентации нового материала. Хотя использование анимации возможно также при интерактивных заданиях, когда, например, при правильном ответе учащегося на экране "оживает" статичная до тех пор картинка.
Интерактивные таблицы, правила и учебные тексты
Под интерактивными ресурсами (таблицами, правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только несут демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные таблицы и правила используются как на этапе объяснения, так и на этапах закрепления и повторения нового материала.
Интерактивный учебный текст представляет собой текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) с заданием и/или комментарием, интерактивным рисунком, схемой, рисунком-анимацией
При нажатии на экране на различные слова инструкций и языковых примеров воспроизводится их аудиозапись, что очень важно для формирования правильных произносительных навыков учащихся.
Электронные учебники
Электронные учебники способствует решению  такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также  содержится большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрированны в динамике различные виды информации.

Учебные словари
К данному типу материалов относятся, например, учебные словари английского языка. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучание слова или дополнительную учебную информацию. Большое распространение получают толковые и двуязычные словари иностранных языков, размещенные в Интернете. Их можно использовать онлайн,
Электронные задания
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. Наиболее распространенным примером этого типа электронного образовательного ресурса являются всевозможные языковые игры.
Создание наглядного  и  раздаточного материала для уроков
Для интенсификации процесса обучения иностранным языкам на уроках английского языка необходимо использование опорных схем-конспектов того учебного материала, который необходимо ученику воспроизвести в форме устного сообщения. Такие схемные и знаковые модели можно изготовить в компьютерном варианте.
 Презентация.
Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она может органично вписаться в любой урок по данной теме, она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами ( работа в рабочих группах). Наглядность, подготовленная на электронных носителях  (таблицы, схемы, видео-ролики ), помогает сделать урок более насыщенным и интересным.

Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов позволяют учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные или слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала.
Таким образом, совершенствование пространственно-предметного компонента  акцентирует важность межпредметных связей, показывает возможность выхода за пределы  класса, школы в целях практического применения иностранного языка.